12 апреля в областной думе пройдут депутатские слушания по проблемам межбюджетных отношений в Мурманской области. Кроме депутатов в них примут участие главы муниципальных образований, руководители и специалисты департаментов областного правительства, казначейства, эксперты.

О предстоящем мероприятии рассказывает заместитель председателя комитета областной думы по бюджету, финансам и налогам доктор экономических наук Владимир Селин.

- Владимир Степанович, чем вызвано проведение депутатских слушаний?

- Как известно, с 1 января 2005 года радикально поменялись расходные полномочия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. При этом на областной уровень дополнительно к образовательному стандарту отошли такие крупные платежи, как замена натуральных льгот денежными, выплаты за неработающее население в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и т. п. Достаточно сказать, что финансовая помощь во всех видах (дотации, субвенции, субсидии) из областного бюджета выросла почти в три раза. Естественно, пришлось менять нормативы отчислений от регулирующих налогов в бюджеты наших городов и районов. А это процесс очень болезненный. Именно поэтому мы в областной думе решили еще раз комплексно обсудить все возникшие проблемы.

Кроме того, не за горами 2006 год, который с точки зрения межбюджетных отношений будет еще более сложным. Одновременно с изменением административно-территориального устройства области (появляются новые муниципальные образования) внесены изменения в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений. Они регламентируют с будущего года новые методические подходы к формированию и распределению фондов финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.

- Видимо, об этих методических подходах также пойдет речь на депутатских слушаниях?

- Да, это входит в повестку дня депутатских слушаний. Сообщение на эту тему будем делать я и заместитель руководителя областного департамента финансов Любовь Харинова.

Что касается методических подходов, то в распределении дотации областного бюджета на 2005 год уже применялись формализованные методы с использованием индексов налогового потенциала и индексов бюджетной обеспеченности по отдельным направлениям расходов.

Собственно именно этот переход от принципов "исторически сложившегося" к принципам нормирования вызвал некоторое перераспределение финансовых потоков между муниципальными образованиями области. Поэтому была создана рабочая группа из специалистов департамента финансов и областной думы, которая подготовила и направила в города и районы области три варианта возможных подходов к распределению оставшейся части дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов.

- И какова реакция с мест?

- Большинство муниципальных образований высказали одобрение в пользу первого варианта распределения дотаций с учетом складывающейся сбалансированности бюджетов в 2005 году. По этому варианту при определении объема расходов местных бюджетов в расчет включаются расходы на погашение кредиторской задолженности, расходы на выполнение целевых программ, суммы реструктурированной задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по страховым взносам на неработающее население. При этом объем текущих расходов на 2005 год не должен превышать объема расходов на 2004 год (с учетом повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и обоснованного роста цен и тарифов).

Хотел бы заметить, что совместное рассмотрение с муниципальными образованиями различных подходов, равно как и обсуждение их на депутатских слушаниях, только повышает "прозрачность" межбюджетных отношений.

- Будут ли затронуты на депутатских слушаниях проблемы межбюджетных отношений, связанные с изменением административно-территориального устройства?

- Планируется выступление руководителя областного департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Бориса Воробьева по вопросам взаимодействия органов власти во вновь организуемых районах, городских и сельских поселениях. В том числе и по распределению вопросов их ведения и, соответственно, собственности, как основы для определения необходимых уровней финансирования. Хотел бы напомнить, что с 2006 года нормативы налоговых доходов определены Бюджетным кодексом и при этом они существенно уменьшаются. Если, например, в 2005 году для большинства муниципальных образований установлен норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 48 процентов, то в 2006 году этот налог будет зачисляться следующим образом: муниципальным районам - 20%, городским округам - 30%, городским и сельским поселениям - 10%.

Одновременно органы государственной власти субъектов Российской Федерации с будущего года будут обязаны устанавливать единые и (или) дополнительные нормативы в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц (не менее 10% от показателей консолидированного бюджета Мурманской области по указанному налогу). Но это в среднем по области.

Так что перманентные реформы всем нам спокойной жизни не обещают.