В работе областной думы мелочей нет, все депутаты и все думские комитеты равны и одинаково важны. И все же, при всем равенстве, есть в думе главный комитет - по бюджету, финансам и налогам. В нем состоят почти два десятка депутатов (из 25 избранных), в то время как в иных профильных комитетах не наберется и десятка народных избранников. И вопросы "бюджетники" решают самые интересные: кому, сколько и на какие цели надо дать денег из областной казны. А дав, потом надо проконтролировать: на что же потратил казенные деньги бюджетополучатель? Для чего в свое время дума своим решением создала областную Контрольно-счетную палату.

23 июня на заседании бюджетного комитета облдумы основным из числа рассмотренных вопросов стал подготовленный ко второму чтению законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон "О Контрольно-счетной палате Мурманской области", принятый в первом чтении на заседании думы 31 мая.

Основными новинками этого проекта можно считать предоставление КСП права требовать у территориальных органов федеральных органов госвласти предоставлять ей запрашиваемую информацию. А еще - установление жестких сроков, отпускаемых на подготовку и пересылку этой информации.

Вообще-то, областная КСП по закону не вправе трогать территориальных федералов: деньги-то они получают из Москвы. За одним-единственным исключением: областные налоговики время от времени получают средства из облбюджета. Вот на контроль за их - и только их - расходованием и нацелилась КСП. Еще 31 мая на заседании думы руководитель областных налоговиков был возмущен этим, на его взгляд, незаконным любопытством.

А чуть позже губернатор прислал в думу ряд поправок к законопроекту об изменениях в закон КСП. Среди них - исключение того самого пункта о подотчетности "территориальных федералов".

Обсуждая эту поправку, депутаты маялись противоречиями: "С одной стороны, федеральные органы финансировать мы права не имеем... С другой - давали ж деньги налоговикам, отчего ж не проверить?"

Василий Калайда с удовольствием поделился с коллегами своими предположениями о том, чем вызвана губернаторская поправка. И хотя сам Василий Владимирович свое умозаключение обозвал "дурацкими домыслами", депутаты все же решили рекомендовать думе губернаторскую поправку отклонить.

Так же как и другую - касающуюся сроков ответа на запросы КСП (в законопроекте прописаны 5 дней). Губернатор же, во-первых, считает, что запрос запросу рознь (на подготовку иного ответа надо столько бумаг перелопатить...), а во-вторых, сроки исполнения подобных документов регламентируются массой других актов, да и, к примеру, на ответы на запросы Счетной палаты РФ федеральным законом сроки не установлены, а это о чем-то да говорит.

И все же на бюджетном комитете депутаты защитили интересы КСП. Рекомендовали думе согласиться с 15-дневным сроком.

23 июня прошло заседание еще одного профильного комитета думы - по экономической политике и хозяйственной деятельности. Первым из обсуждавшихся был внесенный председателем Павлом Сажиновым законопроект об изменении в 5-ю статью областного закона "О транспортном налоге". Это изменение должно распространить налоговую льготу на 12 тысяч автовладельцев - военных пенсионеров. В случае принятия этого проекта областной бюджет-2006 "похудеет" на 11,5 миллиона рублей, а бюджеты ЗАТО - на 8,3 миллиона. И хотя ряд депутатов высказывали сомнения (мол, мы теряем концепцию налогового закона и деньги), комитет, по настоянию его председателя Виктора Сайгина, рекомендовал думе принять проект в первом чтении, "а там - поработаем над поправками..."

Также на заседании был заслушан отчет первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Геннадия Мулева о выполнении программы приватизации госимущества Мурманской области в 2004 году. А представленный им же проект дополнений в программу приватизации текущего года на этот раз получил поддержку (весной депутаты на думском заседании отвергли план приватизации гостиницы обладминистрации и находящегося в том же здании кафе, а 23 июня Владимир Шиганов от имени коллег признал это решение ошибкой).