23 июня в Петрозаводске состоялось первое совместное совещание представителей органов исполнительной власти Северного и Западного бассейнов, курирующих вопросы рыбохозяйственной деятельности в своих регионах. Чтобы обсудить насущные рыбацкие проблемы, в город на Онежском озере съехались делегаты из Мурманской, Архангельской, Калининградской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Карелия. О том, как проходило совещание, и его итогах рассказал один из его участников, руководитель Мурманского облдепартамента по продовольствию, рыбному и сельскому хозяйству Вячеслав ЗИЛАНОВ.

- Вячеслав Константинович, название совещания: "Правовые основы работы рыбохозяйственного комплекса Северного и Западного бассейнов". Чем обусловлен выбор темы?

- Конечно, он не случаен. Дело в том, что закон о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов уже принят, но подзаконные акты, которые федеральные органы исполнительной власти должны были издать в ускоренном темпе, к сожалению, пробуксовывают. Для рыбаков на местах это весьма ощутимо. К примеру, до сегодняшнего дня не получено разрешение на промысел морской капусты. Не решен вопрос о проведении промысловых работ и исследований палтуса в Западной Гренландии, а также глубоководных объектов промысла у Фарерских островов. Не вполне удовлетворительно решены вопросы добычи сельди. А ведь прошло уже полгода. И это только по нашему, Северному, бассейну. Предстоит решить вопрос по сайке, который стоит достаточно остро.

- А каково положение у "западников"?

- Ситуация на Западном бассейне еще сложнее. Калининградские рыбаки просто не смогли вовремя выйти на промысел частиковых рыб (судак, лещ и тому подобное), и вся весенняя путина этого года у них оказалась, что называется, "в пролете". В то время как их соседи из Литвы, Польши успешно ловили. А на российском рынке есть в то же время и судак, и прочее. О чем это говорит? О том, что процветает браконьерство из-за не поступивших вовремя из Москвы разрешений. Не выполнили федеральные органы свои обязательства и по другим позициям, в частности, это касается оборота долей.

- А о прибрежном промысле речь не шла?

- Это вторая и очень серьезная проблема, поднятая на совещании. Сегодня прибрежное рыболовство приобретает все большее значение в жизни каждого региона, а правовая база его в законе о рыболовстве касается только 4-5 элементов. Правда, была высказана в свое время идея о необходимости специального закона о прибрежном рыболовстве, такой проект депутаты разработали, направили его в различные ведомства, и все чиновники дали... отрицательную оценку. По их мнению, тут нет предмета для законотворчества. Но на совещании под председательством министра сельского хозяйства Алексея Гордеева было решено все же создать рабочую группу и вновь разрабатывать закон о прибрежном промысле. На нашем же петрозаводском заседании все участники высказались на эту тему прямо, без обиняков. В результате было сформировано пять основополагающих принципов, которые должны войти в закон. Мы пришли к выводу, что закон о прибрежном рыболовстве необходим. Это первое. Второе - он должен быть прямого действия. Третье - то, что целью данного закона должно быть создание оптимальных условий для развития прибрежного рыболовства, обеспечения береговых перерабатывающих мощностей сырьем и улучшения социально-экономического положения населения приморских регионов. Четвертое - район действия прибрежного рыболовства должен определяться научно-промысловым советом с учетом целого ряда факторов, включая научные, рыбопромысловые, социальные, экономические и даже политические, в каждом бассейне. Другими словами, в одном бассейне район действия "прибрежки" может быть 10-12 миль, в другом двадцать, а третий, возможно, решит и вовсе не оговаривать эти параметры, а установить иные ограничители, у каждого региона ведь есть свои особенности. Я, например, высказался, что главным критерием должна быть доставка в свежем или охлажденном виде сырья на родной берег для переработки, и второе - суда должны быть соразмерными и приспособлены именно к такой рыбалке. Но, безусловно, прибрежное рыболовство не должно распространяться на всю 200-мильную зону, как это предлагают некоторые депутаты и специалисты. И еще важный момент. Необходимо наделить правами и ответственностью исполнительную власть в регионах для решения всех практических вопросов прибрежного рыболовства. Эти основные положения были сформулированы, обсуждены и приняты всеми субъектами Северного и Западного бассейнов.

- Знаю, что специалисты департамента, который вы возглавляете, уже разработали свой местный закон о "прибрежке". Вы его представили на суд коллег?

- Да, участники совещания с ним ознакомились. Он нашел понимание и был принят за основу. Мы договорились, что наши партнеры более тщательно в течение месяца с ним поработают и в первой декаде августа, когда подобное совещание будет проведено уже в Мурманске, этот вопрос будет вынесен на повестку дня. Второй документ, который был принят на заседании в Петрозаводске, - это резолюция, как ее назвали уже в тамошней прессе - "Карельская резолюция". Она говорит о том, что все субъекты Северного и Западного бассейнов решили создать постоянно действующий совещательный межрегиональный координационный совет, в задачу которого будет входить взаимодействие по вопросам нормативно-правового регулирования законодательных инициатив в области рыболовства, оперативный обмен информацией о реализации полномочий и осуществление функций, установленных законом об эффективном использовании водных биоресурсов, определение приоритетных направлений деятельности, связанных с охраной, воспроизводством и использованием морских ресурсов, и целый ряд других. Совет будет заседать не менее двух раз в год, чтобы подводить итоги, намечать совместные шаги и координированно выступать в федеральных органах власти. Это новая форма, как говорят теоретики, горизонтальных связей, но для дела чрезвычайно полезная - ведь в данном случае не один бассейн выступает в защиту своих интересов, а два объединившихся крупных бассейна Северо-Запада России. Это говорит о серьезных намерениях.

* * *

Немало важных вопросов было поднято на совещании в Карелии. В частности, обсуждалось положение о промысловом совете Северного бассейна. По традиции эти советы проходили в Мурманске для рыбаков и объединений только нашей области, но коллеги из других областей посчитали целесообразным проводить такие советы и в иных регионах Северного бассейна. Сейчас такое положение принято. Совет будет собираться раз в квартал, а по мере необходимости и чаще.

Обсуждался также и целый ряд тем оперативного характера, достаточно острых, но тем не менее пока не решенных на федеральном либо региональном уровне. Участники совещания обговорили, что те блоки проблем, которые требуют вмешательства субъектов регионов, будут решаться с помощью обращений на имя либо председателя правительства, либо министра сельского хозяйства с обязательным отслеживанием прохождения этих документов.

И еще одна серьезная проблема. Многие рыбаки страны сегодня выражают неудовлетворенность решением ряда вопросов на международном уровне. Да и как их можно серьезно решать, если, к примеру, на недавние весьма ответственные переговоры по вопросам рыболовства, где собрались министры из Канады, Гренландии, Фарерских островов, Норвегии, Исландии и Европейского Сообщества, из России прибыл всего-навсего... заместитель начальника отдела Минсельхоза - департамента рыбохозяйственной политики. Никогда еще нашу страну не представлял на международном форуме чиновник столь низкого уровня...

Итак, совещание в Карелии позади. Поднят большой комплекс вопросов, приняты необходимые решения. Следующий подобный разговор пройдет в Мурманске. Он состоится в преддверии сельдяной, саечной и крабовой путин. Так что будет о чем поговорить предметно и с обоюдной пользой для двух крупнейших бассейнов страны.

Нина АНТОНЯН