Жить в эпоху перемен - не лучшая участь, согласно китайской пословице. Но что поделать, если такая доля выпала нам с вами. Наверное, надо попытаться извлечь какие-то плюсы из сложившейся ситуации, в крайнем случае, постараться не замечать минусов и надеяться, что "все к лучшему в этом лучшем из миров".

Идущая сейчас в стране административная реформа затрагивает не только людей, работающих во властных структурах. Некоторыми гранями она касается и граждан, вовсе, казалось бы, к власти не причастных. Один из примеров - новая редакция устава областного центра. Этот документ имеет непосредственное отношение к каждому мурманчанину.

Без малого десять лет назад на референдуме был принят основной нормативно-правовой акт города-героя Мурманска. В последнее время, однако, изменилось федеральное законодательство, перераспределены полномочия между центром, регионами и муниципальными образованиями. Все это потребовало внесения серьезных изменений в устав.

Как рассказала заместитель председателя городского совета Лариса Александрова, уставная комиссия далеко не сразу пришла к решению включить в проект новой редакции документа положение о выборах главы администрации из состава депутатов. Раньше, как все помнят, мэр избирался всенародным голосованием. Федеральный закон допускает оба варианта, а конкретное решение оставляет на усмотрение местных властей.

Лариса Сергеевна привела три основных аргумента за выборы главы из числа депутатов. Во-первых, такой порядок позволит избежать грязных технологий и "черного пиара". Значительно уменьшатся бюджетные затраты: одной избирательной кампанией меньше. Наконец, по мнению Ларисы Александровой и уставной комиссии, прозрачность выборов повысится.

- Права мурманчан ни в чем не ущемлены, - считает она. - Избирая депутатов, граждане делегируют им право выбирать главу муниципального образования. Раз избиратели проголосовали за своего депутата, значит, доверяют ему.

Вроде бы все верно. Однако практический опыт выборов в нашей стране и в Мурманске подсказывает, что в жизни вряд ли будет так гладко. Во-первых, выборы мэра имеют законодательный порог явки. Если проголосовало менее 20 процентов избирателей, выборы признаются недействительными. На выборах депутатов горсовета никакого порога нет. Известно, что голосовать за депутатов местных советов всегда приходит меньше народу, чем на более значимые выборы. Практика показывает: лидера от кандидата номер два отделяют порой даже не десятки - единицы голосов.

Теперь нетрудно представить себе такую картину. Некто "Икс" - весьма небедный человек - захотел получить место главы города или, что практически одно и то же, поставить на это место "верного человечка". Раньше надо было привлечь на свою сторону многие тысячи мурманчан, что очень хлопотно и весьма затратно да и положительный результат никто не гарантирует. Введение нового порядка выборов позволит ограничить агитацию и материальные вливания небольшим избирательным округом, а в день выборов за сравнительно скромные деньги нанять сотню-другую личностей определенного сорта, которые проголосуют "как надо".

А уж пройдя в совет, останется только сделать двадцати депутатам "предложение, от которого они не смогут отказаться". Двадцати, а не двадцати тысячам! И все! Две трети депутатских голосов и место мэра на ближайшие пять лет в кармане у гражданина "Икс". Теоретически несколько десятков алкоголиков и двадцать депутатов смогут посадить в главное кресло Мурманска кого угодно. Наглядная картинка под названием "Криминал рвется во власть". Жутковато?

Но Лариса Александрова так не думает и полагает, что люди на местах все-таки знают кандидатов. В пример привела свою избирательную кампанию. Ее отрыв от ближайшего соперника составил около тысячи голосов. Она также напомнила, что в некоторых округах депутаты не были избраны, хотя там баллотировались довольно состоятельные люди.

С негодованием отвергла Лариса Сергеевна и возможность повлиять деньгами на нынешних депутатов. Но ведь и новый порядок выборов, если будет принят в этом виде, заработает только в 2008 или 2009 году, по истечении полномочий действующего совета. А с его введением значимость и привлекательность депутатского мандата в глазах всяких "иксов" и "игреков" возрастет, так что выборы в горсовет неизбежно будут несколько иными, чем в 2004 году.

Напомнила Лариса Александрова о предусмотренной в проекте новой редакции устава возможности отзыва избирателями как главы муниципального образования, так и отдельных депутатов. Помилуйте! В проекте документа сказано: "Основаниями для отзыва главы муниципального образования, депутата совета депутатов города Мурманска могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке".

Вообразим себе такую ситуацию. Совершил глава города подсудный проступок. Выяснилось это, разумеется, далеко не сразу - темные дела напоказ не выставляют. Далее какое-то время идет следствие, потом - суд. Осудили. Но глава обжаловал решение в более высокой инстанции, затем - еще в одной. И так вплоть до Европейского суда в Страсбурге. Ну, хорошо, предположим, осудила его и вся Европа. Теперь можно инициировать местный референдум, для чего необходимо сначала собрать подписи не менее 5 процентов от числа его участников, то есть взрослого дееспособного населения города. Процесс этот, сами понимаете, не быстрый.

Кстати, процедура отзыва, по уставу, должна обеспечивать такому лицу "возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва". Конечно, он публично рванет на груди рубаху и крикнет: "Братцы! Судебная ошибка! Я - не я, и лошадь не моя". На Руси гонимых традиционно привечают. Многие если не поверят, то пожалеют.

Ну да ладно, предположим, подписи все же собрали, провели, наконец, и референдум. Свыше 50 процентов проголосовали: отозвать Ляпкина-Тяпкина! Глядь, а срок его полномочий уже сам собой истек. Так что отозвать, пожалуй, можно, но только в том случае, если депутат или глава города сразу после избрания дров наломает. А уж если позже - вся процедура отзыва, похоже, останется мертворожденной. Стоит ли говорить о ней всерьез?

Впечатление складывается такое, что кто-то очень хочет превратить демократию для народа в демократию "для своих". Впрочем, жители Мурманска имеют шанс повлиять на принятие окончательного решения. Не прямым голосованием, как раньше, а направив свои замечания по проекту устава непосредственно в уставную комиссию, горсовет или даже в СМИ. Возможно, глас народа и будет услышан. В трех городах Удмуртии, например, инициативные группы жителей уже подают ходатайства о проведении референдума по сохранению системы прямых выборов мэра.

Справедливости ради надо сказать, что изменения в уставе не ограничиваются только реформой выборов главы города. Лариса Александрова отметила, что впервые будет создан орган бюджетного контроля - городская контрольно-счетная палата. Большие возможности предоставляются органам территориального общественного самоуправления, которые могут создаваться гражданами, начиная с минимальной структурной единицы - подъезда жилого дома. Такие органы могут приобретать статус юридического лица и активно участвовать в жизни города.

Проект устава опубликован. Местные власти намерены повторить публикацию в сентябре, по окончании периода отпусков. Тем временем в августе этот документ будет направлен на экспертизу в Институт государства и права РАН. Поддержка такого солидного учреждения лишней не будет, спору нет, но ведь федеральный-то закон и так допускает оба варианта избрания главы муниципального образования: всенародный и "депутатский". Так что с юридической точки зрения с этим все в порядке. Сумеют ли мурманчане показать, что им не все равно, как выбирать главного градоначальника, станет ясно осенью.

Игорь ГОЛЕНИЩЕВ