В минувшую среду в областной думе состоялись заседания двух "смежных" профильных комитетов - по экономической политике и хозяйственной деятельности, а также по бюджету, финансам и налогам.

Первыми заседали "хозяйственники". И начали они с ситуации вокруг "безудержно растущих тарифов" (прежде всего на услуги энергетиков). Важность проблемы - особенно с приближением зимы - никому объяснять не пришлось, все единодушно согласились в октябре провести депутатские слушания по тарифам.

Попутно депутат Олег Алексеев, председатель бюджетного комитета думы, "забежал вперед" - пояснил перспективы работы над законопроектом о бюджете 2006 года. По словам Олега Николаевича, ситуация сложнее, чем была год назад (тогда в связи с готовившейся монетизацией правительство по договоренности с депутатами внесло в думу проект бюджета-2005 на месяц позже установленного законом о бюджетном процессе срока, эта "затяжка" позволила в дальнейшем избежать многих ошибок). Задержки не избежать и нынче: к 17 муниципалитетам - субъектам бюджетного финансирования в 2006 году добавятся 18 новых муниципальных образований, плюс финансирование ЗАТО перекладывается с федеральных "плеч" на областные. Так что бюджетных субъектов станет 42. Соответственно возрастет и цена ошибки при бюджетном проектировании.

Осознав перспективу, депутаты перешли к работе по профилю. Первыми рассматривались два законопроекта, один являлся изменением в закон о транспортном налоге, второй - дополнением в него же. Изменение было принято в первом чтении 1 июля, суть предложения председателя думы Павла Сажинова - предоставить льготу по налогу пенсионерам из числа бывших военных и силовиков. На этот раз поправку внес губернатор: льготу военным пенсионерам давать не сразу, а по достижении возраста, дающего право на пенсию по возрасту (60 лет для мужчин и 55 - для женщин).

Сначала народные избранники поспорили о том, что данная поправка меняет концепцию закона. А потом Юрий Задворный сказал, что более логично льготу давать не по достижении какого-то возраста, а исходя из имущественного положения гражданина и что такая поправка уже разработана депутатом Владимиром Селиным и отправлена на согласование в правительство. И все же депутаты рекомендовали думе принять законопроект об изменении во втором чтении.

И перешли к дополнению, которое призвано дать льготу по все тому же транспортному налогу сельхозпроизводителям - на грузовые автомобили. А тут Апатитский горсовет прислал поправку - льготировать селян еще и на легковой и специальный транспорт. Сначала выяснили, что спецтранспорт (например, молоковозы) и без того льготу уже имеет - по одной из статей закона о транспортном налоге. А что до легковушек... Одни руководители сельхозпредприятий ездят на "Волгах", другие - на новейших джипах. Так что же, спонсировать чью-то склонность к роскоши из областного бюджета?

Тут как-то вдруг оживился депутат-аграрий Константин Попов (кстати, он-то сам водит служебную машину, и как раз "Волгу"). Константин Николаевич, которого раньше вполне устраивала льгота на грузовики, теперь с жаром принялся доказывать, что без "легковой" льготы его "Туломе" не выжить - ну, никак.

Коллегу подколол, используя старую присказку, Юрий Задворный: "Тетенька, дайте водички попить, а то так есть хочется, что переночевать негде..."

Но депутаты, проголосовав, оставили ироничного рыбопромышленника Задворного (которому в свое время досталось от коллег за монстрообразный джип) в меньшинстве и легковую льготу для селян поддержали.

А вот третий вопрос повестки - о готовности жилищно-коммунального хозяйства области к работе в осенне-зимний период - обсудить не удалось. Из-за неявки запланированного думцами докладчика - руководителя областного департамента промышленности, строительства и ЖКХ Николая Бережного.

Поначалу Юрий Задворный посчитал отсутствие высокопоставленного чиновника проявлением неуважения к депутатам. Но после пояснений представлявшего в думе губернатора Николая Шукшина (на 27 сентября готовится заседание областного правительства как раз по этой теме, а вся информация по запрашиваемому вопросу была предоставлена депутатам в письменном виде) Юрий Васильевич переадресовал упрек в адрес аппарата думы. Выход из положения - вернуться к готовности ЖКХ после заседания правительства - предложил Олег Алексеев. И депутаты разошлись. Недалеко и ненадолго. Чтобы через 20 минут вновь собраться в малом зале - на заседание комитета по бюджету, финансам и налогам.

Мы будем жить теперь по-новому

Малый зал не зря так называется, вместить всех желающих поучаствовать в заседании оказалось непросто. Одних депутатов пришло 16 человек, а еще сотрудники аппарата, журналисты, работники контрольно-счетной палаты. Ну и областной департамент финансов не подкачал: его руководитель, вице-губернатор Владимир Мотлохов прибыл со "взводом спецназовцев" - его сопровождали шестеро подчиненных. Делегация финансистов была столь многочисленной по простой причине - уж очень объемными и важными были вопросы из повестки заседания.

Первым значилась информация департамента финансов об исполнении консолидированного и областного бюджетов, об использовании средств фонда непредвиденных расходов губернатора и резервного фонда правительства. Все - по состоянию на 1 июля.

Но первый зам. руководителя департамента Татьяна Кирилова пошла дальше - отчиталась за 8 месяцев. Известно, что ни одно хорошее дело не остается безнаказанным. Вот и депутат Владимир Шиганов предложил коллегам "не принимать информацию к сведению", поскольку предпочел бы иметь оглашенные сведения в письменном виде.

Депутату возразили коллеги. Олег Алексеев задал риторический вопрос: что лучше - получить данные за полгода или за 8 месяцев? А Владимир Ахрамейко выразился еще конкретнее:

- Им спасибо сказать надо! А письменные сведения за полугодие у нас в думе лежат давно. Заглядывать надо в свои бумаги хоть иногда!

На том обсуждение и закончилось. Информацию к сведению приняли.

Следующим пунктом стал отчет департамента финансов о перечислении дотаций, субвенций и субсидий. Татьяна Кирилова подчеркнула: "Мы выполняем все бюджетные назначения".

И настал черед депутатских вопросов. Игорю Кузнецову - "Муниципалитетам не хватает денег на заготовку к зиме топлива, оно взлетело в два раза..." - ответил Владимир Мотлохов: проблема эта учтена и будет решаться через поправки к закону о бюджете-2005. На обеспокоенность Надежды Максимовой положением дел с выделением средств на приобретение жилья детям-сиротам ответили заверением: деньги по всем запросам муниципалитетов на эти цели выделены.

Вопрос про "депутатские деньги" задал Юрий Задворный (речь о том, что в бюджете-2005 впервые в областной практике среди дотаций муниципальным образованиям были заложены по 3 миллиона на каждого депутата, которые на местах могли тратить только на цели, указанные парламентарием. Такой своего рода "фонд немедленного социального реагирования депутата"). Так вот, по сведениям Юрия Васильевича, не везде указанные суммы дошли до выбранных получателей.

Владимир Мотлохов заверил: "Все до копейки доведено до бюджетов муниципальных образований. Другое дело - куда они их направили...".

Законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2005 год" депутаты рекомендовали думе принять в первом чтении. И слушали доклад Владимира Мотлохова по этому вопросу, наверное, не без приятности. Ведь речь шла о том, что доходы облбюджета будут увеличены на 709 миллионов рублей - за счет средств, "выбитых" из федеральной казны. Правда, дефицит бюджета от этого не изменится - все "лишние" деньги уже расписаны. Львиная их доля - почти 490 миллионов - пойдет в муниципалитеты, на обеспечение сбалансированности бюджетов. Еще 100 миллионов отойдут дорожникам, 86 - на зарплату милиционерам и пожарным, 22 - на детскую оздоровительную кампанию...

А самым долгим 21 сентября выдалось обсуждение внесенного губернатором законопроекта "О межбюджетных отношениях в Мурманской области". В соответствии с этим законом, разработанным в соответствии с требованиями федерального законодательства, будут по-новому выстроены финансовые отношения между региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований. Проект четко расписывает будущие доходы всех видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов - кому, какой процент от каждого из видов собираемых налогов положен. Не менее подробно проработана система межбюджетных трансфертов. Главная новинка: расходная часть областного бюджета будет включать четыре фонда - финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов); финансовой поддержки поселений; софинансирования социальных расходов; компенсаций.

Естественно, революционный законопроект вызвал у депутатов массу вопросов. Федор Коньков спросил, почему в проекте отсутствует предусмотренный федеральным законодательством фонд муниципального развития. И получил от Владимира Мотлохова прямой ответ: "Развитие предполагает наличие инвестиционных проектов. А таковых нет ни у одного нашего муниципалитета".

Депутаты выражали свою обеспокоенность перспективами формирования бюджетов ЗАТО, тем, что муниципалитеты, "отлученные" от налога на прибыль предприятий, теряют заинтересованность в развитии экономики на своих территориях.

Удовлетворили их пояснения руководителя департамента финансов или нет, но законопроект о межбюджетных отношениях рекомендован к принятию в первом чтении. А для его "усовершенствования" предложено создать совместную депутатско-правительственную рабочую группу.

Петр БОЛЫЧЕВ