Загорелые и помолодевшие лица, радостные приветственные улыбки - таковы были приметы первого после думских каникул "большого сбора" региональных законодателей, состоявшегося в минувшую среду. С новыми силами областная дума вступила в новый законотворческий сезон. Вступила, можно сказать, с места в карьер, без раскачки: повестка дня была о-го-го - почти шесть десятков вопросов!

В качестве своеобразной "разминки мускулов" приняли в третьем чтении дополнения и изменения в законы "О социальной поддержке педагогических работников государственных областных учреждений" и "О Контрольно-счетной палате Мурманской области".

Проект закона "О государственной гражданской службе" пришлось вернуть во второе чтение, поскольку поступил пакет поправок от губернатора. Процедуру рассмотрения их на профильном комитете, возврат документа в третье чтение и окончательное принятие решено было провести без каких-либо проволочек, используя для заседания комитета обеденный перерыв. Несколько забегая вперед, скажем, что после обеда законопроект был благополучно принят в третьем чтении.

Как и следовало ожидать, второе чтение проекта закона о потребительской корзине не обошлось без возражений Василия Калайды. По мнению Василия Владимировича, предложенные нормативы продовольствия обрекают население на голод и являются кощунством над народом.

- Речь идет не о потребляемых продуктах, а о расчетной величине, - пыталась переубедить коллегу Надежда Максимова, да только даром время теряла - стойкость убеждений депутата Калайды общеизвестна.

- Как вы будете отчитываться перед своими избирателями, что вы их обрекаете на голод?! - негодовал Василий Владимирович. - Я обращаюсь к вашей совести, если она все-таки есть. Вы совершаете преступление!

Логика, что и говорить, странноватая. Выходит, со старой корзиной избиратели жили, а с новой, где увеличены почти все нормативы, им грозит голодная смерть? Большинство депутатов, однако, думали иначе и приняли законопроект не только во втором, а сразу и в третьем чтении.

Но это еще не все. По инициативе Надежды Петровны дума приняла обращение к Президенту России "О необходимости перехода от минимальных к достаточным объемам потребления в составе потребительской корзины".

Следующим документом, вызвавшим некоторое сопротивление, был представленный опять-таки председателем комитета по социальной политике и охране здоровья Надеждой Максимовой проект закона о патронате. Контраргументы депутатов Мурманска представила заместитель председателя горсовета Ирина Столыга. Как полагают депутаты, в документе не учтены пожелания исполнительной власти, он не проработан в полной мере. Кроме того, требует издания очень многих подзаконных актов.

- Вы что, о чиновниках, что ли, здесь заботитесь?! - ринулась Надежда Петровна на защиту своего "детища". - Ну как можно говорить, что "чиновникам трудно будет исполнять"? В проекте четко записано, что нужно разработать порядок и расписать, кто, за что и где отвечает. "Чиновникам будет трудно"! Вы простите меня, это Президент задачу ставит перед всеми нами - и перед чиновниками, и перед депутатами, и перед простыми людьми - бороться надо с сиротством! У нас детские дома переполнены!

Почти восемь минут продолжался пламенный монолог Надежды Максимовой. Он был проникнут тревогой - не только депутата, но и женщины, матери - за судьбы детей, вынужденных расти в казенных стенах, а то и бродяжничать, становясь жертвами многочисленных пороков современного общества. После этого возражать уж никто не решился. Законопроект приняли во втором чтении единогласно.

То, что закон - не догма, а живой инструмент, особенно чувствуется в думе - там, где рождаются законы. Почти девять месяцев область живет и работает по бюджету-2005, но все же коррективы в него время от времени приходится вносить. Вот и теперь потребовалась очередная правка. О ее причинах докладывал заместитель губернатора - руководитель департамента финансов Владимир Мотлохов.

Доходы, как и расходы областного бюджета, увеличены на 709 549 тысяч рублей. Кроме того, на 489 793 тысячи рублей увеличены доходы за счет изменений взаимоотношений с федеральным бюджетом. Львиную долю этой суммы составляют дополнительные дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов. 100 миллионов выделила Москва на достройку моста через Кольский залив, 86 093 тысячи поступили в качестве дотации на выплату с 1 марта 2005 года ежемесячного денежного поощрения военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы. Остальное пошло на различного рода субсидии, субвенции и федеральные целевые программы.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в бюджет рассматривался в первом чтении, поэтому практически не вызвал обсуждения. Борьба за конкретные цифры развернется позже, при обсуждении его на комитетах во втором чтении.

Также в первом чтении проходил и законопроект о межбюджетных отношениях в Мурманской области. Если коротко сформулировать суть этого документа - он определяет, сколько и каких налогов пойдет в региональную казну, а сколько останется у муниципальных образований. Тут уж депутаты промолчать не смогли. Правда, обсуждение данного законопроекта поставило их в двойственную ситуацию: с одной стороны, они должны соблюдать интересы области, с другой - не осрамиться перед своими избирателями на местах.

Игорь Кузнецов, например, так и сказал, что данный закон нельзя принимать в той концепции, в которой он изложен:

- Самые собираемые налоги мы изымаем в региональный бюджет. Как я в глаза своим избирателям посмотрю?

- Данный закон нужен, - признал Василий Калайда, - но он неудобен для муниципальных образований и защищает только областные интересы.

В том же духе высказался и Владимир Шиганов:

- Нельзя создавать ситуацию, когда финансовое состояние городов и районов будет полностью зависеть от региональных властей.

О том, что это только первое чтение, коллегам напомнил Владимир Ахрамейко. Он предложил принять проект, а детали по налогам обсудить во втором чтении.

- Функции и полномочия, определенные 131-м федеральным законом, - вот из чего надо исходить, - отстаивал свою позицию Владимир Мотлохов.

В конце концов заместитель председателя думы Олег Алексеев предложил принять документ в первом чтении и создать рабочую комиссию для его доработки. Это-то и положило конец полемике.

Эмоции вновь вспыхнули уже ближе к окончанию рабочего дня. В яростную словесную перепалку вступили Василий Калайда и Юрий Задворный при обсуждении законодательной инициативы о внесении дополнений в федеральный закон о рыболовстве. Документ, представленный Василием Владимировичем, предусматривает выделение квот на добычу рыбы береговым перерабатывающим предприятиям. Против, разумеется, выступили руководители рыболовных компаний Юрий Задворный и Юрий Прутков. Бурная полемика, быстро вспыхнув, так же быстро и погасла. А инициативу Василия Калайды большинством голосов депутаты "завалили".

Первое в осенне-зимнем сезоне заседание думы показало, что депутаты не растеряли за лето свой полемический задор и бойцовские качества. Не занимать им и энергии, которая уже через пару недель - на следующем заседании - пригодится снова.

Игорь ГОЛЕНИЩЕВ