В России полным ходом идет реформа местного самоуправления (кстати, уже третья за последние 15 лет). В соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" приведено региональное законодательство. Приняты решения о создании большого числа новых муниципальных образований. 30 октября в них пройдут выборы, после чего будут сформированы органы власти. В общем, 1 января 2006-го закон о муниципальной реформе должен заработать в полном объеме, в том числе и в нашей области.

Точнее - должен был. Потому что 21 сентября Госдума приняла закон о переносе сроков муниципальной реформы. Регионам дано право самим решать - в зависимости от степени их готовности, - когда запускать реформу: уже в 2006 году или отложить ее до 1 января 2009 года.

Так что же теперь, выражаясь флотской терминологией, мы должны сделать "поворот все вдруг"? Председатель Мурманской областной думы Павел САЖИНОВ считает иначе:

- Вопрос о переносе начала реформы местного самоуправления не нов. Он поднимался еще весной, когда мы проводили заседание Совета законодателей с участием Президента. Тогда им было однозначно сказано, что мероприятия, предусмотренные законом о местном самоуправлении, надо осуществлять в зависимости от готовности того или иного субъекта Федерации. То есть везде может быть своя степень готовности к проведению выборов: финансовые возможности у вновь образуемых муниципалитетов разные, да и определение их границ не везде завершено - в судах лежат иски по этому вопросу.

Но когда летом мы встречались в Совете Федерации с министром финансов Алексеем Кудриным, он заявил, что в России принято новое налоговое и бюджетное законодательство и они не могут применяться "вразнобой", в зависимости от степени готовности регионов к реформе: в одних субъектах так, в других - иначе, должно соблюдаться единообразие.

Мы нацелились на то, чтобы провести выборы в органы местного самоуправления и запустить реформу в полном объеме. Может быть, будут какие-то сбои во время выборов... Я даже уверен, что будут, думаю, в некоторых муниципалитетах представительные органы с первого захода избрать не удастся.

Но мы делаем все, чтобы запустить реформу. В том числе - подготовить нормативную базу по бюджету. Принятый 28 сентября областной думой в первом чтении закон о межбюджетных отношениях как раз определяет порядок формирования бюджетов муниципальных образований и их отношения с бюджетом области.

И если сейчас остановиться на полпути, чего-то выжидать, думаю, пользы это не принесет. Не останавливаться надо, а продолжать работать в этом направлении.

- Реформа местного самоуправления обязывает субъекты Федерации принимать в ее развитие большой пакет законов. В какой степени эта работа у нас в области завершена?

- Сказать, что мы полностью все сделали... Это не совсем так. Сейчас предстоит принятие нормативных актов по вопросам муниципальной службы: реестр должностей муниципальных служащих, законы, регламентирующие их аттестацию, и т. д. Принимать их нужно, но они не являются основными. Все это можно решить по ходу дела. Куда как сложнее сформировать кадровый корпус муниципальных служащих, особенно тех, кто будет заниматься финансами, правом. Грамотные специалисты в этих областях на местах есть далеко не везде. Им, чтобы не наделали больших ошибок, придется помогать, может быть, даже командировать в новые муниципалитеты кого-то из районов, городов.

- Павел Александрович, до выборов в областную думу следующего созыва, по разным оценкам, осталось то ли год, то ли полтора. Но, похоже, некоторые депутаты уже начали очередную избирательную кампанию. Этот момент действительно присутствует в работе Мурманской облдумы?

- Выборный процесс идет постоянно. Даже в ходе одних выборов кандидат думает уже о следующих. Такова, наверное, жизнь каждого политика. Если он - серьезный политик.

Что же до выборов в облдуму... Скорее всего, они состоятся в марте 2007 года. Если только не будет досрочных выборов в Госдуму, тогда сроки могут сдвинуться и у нас.

Мы пока еще не готовы к тому, чтобы проводить выборы. Нужно внести изменения в Устав области: и по численности депутатского корпуса, и по полномочиям - и думы, и правительства области.

- Вы неизменный председатель думы уже на протяжении трех созывов. Что подсказывает опыт прежних лет: меняется ли характер законотворчества в последний предвыборный год? Может быть, появляется больше социально ориентированных законопроектов?

- Нет. Не скажу, что это так. К окончанию полномочий депутатский корпус становится более опытным, подготовленным. Поначалу мы притираемся, приглядываемся - каждый ведь приходит со своим мнением и настроем. Постепенно привыкаем друг к другу. Это как в семье: появляется новый человек и возникает некоторый... нет, не дискомфорт, а просто другая обстановка, но постепенно все входит в привычное русло. Так и у нас. Сейчас меньше времени требуется на подготовку нормативных актов, на согласование.

Вот в прошлом году мы очень конструктивно работали с областным правительством по 122-му федеральному закону. И результат получили в общем-то хороший - вышли на выверенные решения, и вступление в силу этого закона у нас в области прошло менее болезненно, чем в других регионах. Иначе проходила и работа над законом о бюджете на текущий год. Сейчас депутаты сами предлагают администрации внести изменения в процесс рассмотрения законопроекта о бюджете-2006. То есть мы поддерживаем областное правительство, понимая, что работа предстоит очень сложная.

Конечно, чем ближе к выборам, тем больше будет громких заявлений, в том числе и популистского характера. От этого никуда не денешься... Кто-то умный говорил, что политику разрешено обманывать в двух случаях: во время выборов и после охоты или рыбалки. Так что выборы, несомненно, будут накладывать свой отпечаток на работу, действия каждого из депутатов.

- Отношения облдумы с федеральным центром - улица с двусторонним движением. Только движение это какое-то... неравноправное, что ли! "Оттуда сюда" - это когда приходится приводить региональное законодательство в соответствие с постоянно меняющимся федеральным - в обязательном порядке. А "отсюда туда" бывает двух видов: обращения облдумы в адрес Президента, главы Правительства, Госдумы и законодательные инициативы. На первые чаще всего приходят в лучшем случае отписки. Вторые "тонут" где-то в трюмах главного парламента России. Это такой "московский стиль" работы с регионами? Или Мурманская дума - невезучая?

- Что касается законодательных инициатив, то сегодня законопроекты, предложенные субъектами РФ, становятся законами в двух случаях из 100, к сожалению, такова практика работы Госдумы. Но мы находимся не в худшем положении: законы о госпошлинах, увеличении возвращаемого налогового вычета, переименовании Скалистого в Гаджиево и некоторые другие были приняты как раз по нашей инициативе.

Обращения... Это форма нашей работы. В этом году мы направили в разные федеральные инстанции 22 обращения, 6 из них связаны с исполнением ФЗ № 122. Иногда чувствуем положительную реакцию, но чаще всего, конечно, получаем отписки.

- А может, наша дума слишком часто "сигналит" в Москву? "Надоела"? Обращались бы пореже, глядишь, встретили бы более внимательное отношение?

- Мы шлем обращения по тем вопросам и проблемам, которые волнуют население нашей области, трудовые коллективы, общественность. И большинство обращений получают поддержку законодателей из других регионов. Скажу без преувеличения - Мурманская областная дума не на худшем счету и у коллег-депутатов из других регионов, и в федеральных органах власти. К нашему мнению прислушиваются.

А если вернуться к отпискам - немало здесь зависит от того, как поставлена аппаратная работа в органах власти, в министерствах. При всей критике в адрес того же Михаила Зурабова в его ведомстве рассматривают каждое наше обращение и ответ дают за подписью или самого министра, или его зама. Мне и раньше приходилось с Зурабовым общаться, когда он возглавлял Пенсионный фонд. Как бюрократ он умеет работать, в этом ему не откажешь. Я не касаюсь содержательной стороны вопроса.

- А разве "бюрократ" - не ругательное слово?

- Нет, почему? Если бюрократическая машина работает нормально, значит, больше порядка и отдачи. А если все пущено на самотек, толку от такого ведомства нет. К сожалению, административная реформа, осуществляемая в стране, очень сильно пробуксовывает. Приходят новые люди, которые зачастую не знают ни чем заняться, ни как руководить. А это отражается на положении дел.

- Ну, нашей облдумы это не касается. Вы-то работаете по плану - ежегодной Программе законопроектной деятельности. Какие законы предстоит принять до зимних парламентских каникул?

- Нам надо завершить формирование законодательства по гражданской службе, подготовить и принять - буквально в ближайшие 2-3 месяца - законы, связанные с бюджетом и межбюджетными отношениями. До 1 декабря необходимо завершить работу над всеми законами, касающимися налогов. Еще в планах - закон о патронате. Не внесен еще правительством важный, на мой взгляд, закон об образовании. На повестке некоторые социальные законы.

И конечно, законы по изменениям в Устав области. Мы здесь топтались, вернее - долго безуспешно работали. Разногласия (на мой взгляд, непринципиальные) с правительством области не позволили пока эти законы принять. Думаю, в конце этого года - начале следующего мы к ним обязательно вернемся и примем.

Но есть еще одна проблема, которой в нашей программе нет, но она всех нас волнует. Речь идет о том, что очень быстрыми темпами растут коммунальные платежи населения. У нас в области они составляют уже в среднем более 25 процентов прожиточного минимума, а по пенсионерам - около 35. С учетом роста цен на топливо к концу года ситуация может обостриться. Ведь если и дальше топливо будет дорожать такими темпами, в областном бюджете надо будет "найти" дополнительные 600 миллионов рублей до конца года. Дальнейшего роста платежей население просто не выдержит: или люди в отчаянии вообще перестанут платить, или - социальный взрыв.

Самого серьезного анализа требует формирование цен и тарифов на коммунальные услуги, электрическую и тепловую энергию. Этот вопрос мы обязательно рассмотрим, скорее всего на депутатских слушаниях. Проблема - больная, отмахнуться от нее нельзя, и выход из положения надо искать сообща.

Беседовал Максим АНТИПОВ.