Федор Коньков, заместитель председателя Мурманской областной думы, человек в нашем регионе известный. Ему присущи активная жизненная позиция, умение видеть за строкой принимаемого закона конкретного человека. Федор Яковлевич поделился своим видением наиболее острых проблем жизни области.

- Истекает четвертый год деятельности областной думы третьего созыва. Как вы оцениваете прошедший период, что удалось сделать по совершенствованию регионального законодательства?

- На мой взгляд, нынешняя дума действует более профессионально по сравнению с предшествующими. Не хочу обидеть коллег из первого и второго созывов. Просто пятнадцать депутатов, работающих на постоянной основе, смогли, как представляется, на всех стадиях нормотворческого процесса обеспечить большую эффективность. И это дает возможность выхода на реальный результат.

Главное в деятельности думы - разработка региональной правовой базы. Если в первом созыве депутаты утвердили около сотни различных законов, вступивших в силу, во втором - 230, то менее чем за четыре года мы приняли свыше 350. Прежде всего отмечу блок избирательных законов, обеспечивших реализацию права северян на участие в областных и муниципальных выборах. Очень сложно шел процесс реализации 131-го федерального закона, внесшего существенные коррективы в организацию местного самоуправления. По существу, нам пришлось обновить все законодательство по данному вопросу.

Отмечу также социальные, экономические, бюджетные и налоговые законы, способствовавшие определенному улучшению ситуации в области. Совместно с исполнительной властью думе удалось снять социальную напряженность, возникшую в связи с принятием 122-го федерального закона о монетизации льгот. В настоящее время идет непростая работа по формированию областного бюджета-2006. От того, насколько он будет оптимальным, зависит качество жизни жителей Кольского полуострова в предстоящем году.

- Вы упомянули 131-й закон, начавший очередную реформу местного самоуправления в России. Как вы ее оцениваете и как она осуществляется в нашем регионе?

- В областной думе мы достаточно осторожно, в какой-то степени даже протестно, восприняли 131-й федеральный закон. Основная идея, заложенная в этом правовом акте, - местная власть должна быть максимально приближена к населению. И это, бесспорно, правильно. Однако во многих субъектах число муниципалитетов возросло в разы.

В нашей урбанизированной области подобного не произошло. Тем не менее к 24 муниципальным образованиям, существовавшим прежде, добавилось еще 18. Дума своевременно приняла пакет соответствующих региональных законов, наделяющих муниципальные образования статусом муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. 30 октября состоялись выборы местных Советов во вновь создаваемых муниципалитетах. Сейчас там завершается процесс формирования органов власти.

Вместе с тем эйфории по поводу вступления в действие 131-го закона не испытываю. Во-первых, его реализация требует серьезного подкрепления финансами, чего пока нет. К сожалению, профицит федерального бюджета фактически не сказывается на улучшении жизни людей. Во-вторых, несомненен кадровый "голод" в целом ряде вновь созданных муниципалитетов. Наконец есть проблемы по некоторым городским округам. Дело в том, что пять муниципальных образований - Оленегорск, Мончегорск, Полярные Зори, Кировск и Ковдор, получивших подобный статус, имеют подведомственные территории. Так сложилось исторически, но это выходит за рамки юридического понятия "городской округ". Данный вопрос, на мой взгляд, еще не до конца урегулирован.

- Мурманская область является уникальной в России по числу закрытых административно-территориальных образований. С 1 января 2006 года кардинально меняется порядок финансирования ЗАТО. Как это скажется на положении северян, живущих там?

- Действительно, из более чем сорока российских ЗАТО семь расположено на Кольском полуострове. Все они обеспечивают выполнение ответственнейших государственных задач в сфере обороны. Если ранее финансирование закрытых административно-территориальных образований осуществлялось непосредственно из Москвы, то теперь оно будет складываться из трех источников. Это трансферты из федерального бюджета, субвенции и дотации из областного бюджета, а также местные налоговые и неналоговые доходы. Последние, разумеется, незначительны.

Не скрою, большого оптимизма по поводу изменения схемы финансового обеспечения ЗАТО у меня нет. Тревожит то, что в проекты их бюджетов на 2006 год заложена стоимость топлива почти в два раза ниже, чем реально сложившаяся сегодня. Отсутствуют средства для уже объявленного повышения заработной платы бюджетников и тех 20-процентных надбавок, которые они имеют в настоящее время.

Полагаю, ЗАТО должны получить большую поддержку из федеральной казны. Надеюсь, из резервных средств госбюджета 2006 года, предусмотренных для финансирования ЗАТО, определенные средства поступят и в наш регион. Но вот кому и сколько - вопрос пока остается открытым. Рассчитываю на понимание коллег-депутатов, буду добиваться, чтобы финансирование ЗАТО осталось на существующем уровне. Дело в том, что новый областной закон о межбюджетных отношениях жестко регламентирует единый подход к муниципальным образованиям. Методика расчета, по которым будут определяться дотации и субвенции из областного бюджета, для всех муниципалитетов одинакова.

Все же, полагаю, нужно учитывать ситуацию, в которой оказались ЗАТО. В силу своей специфики они всегда были выше по бюджетной обеспеченности, чем другие муниципальные образования. Поэтому не могу согласиться со стремлением некоторых руководителей перевести ЗАТО в некий "среднеобластной" разряд. Мой подход иной. Необходимо стремиться за 3-4 года, своего рода переходный период, поднять остальные муниципалитеты до уровня обеспеченности ЗАТО.

- Федор Яковлевич, избиратели дважды доверяли вам представлять свои интересы в областном законодательном собрании. Как строите работу в округе?

- Мой избирательный округ достаточно компактный, включает два ЗАТО - города Снежногорск и Полярный с селом Белокаменка. Главным в своей депутатской деятельности всегда считал непосредственное общение с людьми, позволяющее яснее понимать их нужды, заботы и чаяния. Активно участвую в различных мероприятиях, которые проводятся в городских учреждениях, школах, тесно взаимодействую с депутатами местных Советов, ветеранскими организациями.

Хотя, вероятно, мог бы делать больше для своих избирателей. Неоднократно беседовал с главами муниципалитетов, хозяйственными руководителями о том, что недостаточно используется мой депутатский потенциал для оказания помощи в решении текущих и перспективных задач на региональном уровне. Наконец, поскольку округ по праву можно назвать флотским, постоянно встречаюсь с военнослужащими-североморцами, благо о морской службе знаю не понаслышке.

- Вы профессиональный военный, посвятивший большую часть жизни Военно-морскому флоту. Что, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы вернуть Вооруженным силам былую мощь, вновь сделать профессию военнослужащего престижной и уважаемой?

- Прежде всего необходимо на всех уровнях государственной власти перестать обманывать человека в погонах и членов семей военнослужащих. Еще в прошлом году Президент России заявил, что пора прекратить применять термин "реформа" и перейти к целенаправленному строительству армии и флота. Свыше десятилетия продолжался процесс катастрофического сокращения Вооруженных сил, в том числе ВМФ. И не нужно далеко ходить за примерами. Пяти пальцев на руке много, чтобы сосчитать боевые корабли Северного флота, поступившие за последние 15 лет. Флот России превратился в прибрежный.

Несмотря на всю риторику государственных мужей про заботу о военных, 122-й федеральный закон, по сути, выхолостил содержание закона "О статусе военнослужащих". Они по-прежнему остаются в числе социально незащищенных категорий россиян. Вступление в силу Жилищного кодекса еще более усугубило и без того сложную ситуацию в решении жилищной проблемы военных. В последние годы вместо установления достойных должностных окладов и окладов за воинские звания Правительство РФ ограничивается единовременными выплатами, которые никак не влияют на расчеты пенсий. Жены военнослужащих, кочующие вместе с мужьями по гарнизонам и не имеющие возможности устроиться на работу по специальности, лишились трудового стажа за этот период.

В таких условиях трудно говорить о возрождении былой мощи Вооруженных сил и престижа профессии военнослужащих. И все же позитивный поворот наметился. Обнадеживают последние инициативы Президента и министра обороны по социальным программам, но пока они не подкрепляются реальными делами на местах.

Беседовал Николай КОВАЛЕНКО. Пресс-служба областной думы.