В комитете по бюджету, финансам и налогам областной думы в самом разгаре работа по подготовке к рассмотрению проекта областного бюджета на 2006 год в третьем чтении. Последний рубеж прохождения документа - практически решающий. Именно здесь окончательно распределяются финансовые потоки по различным сферам жизнедеятельности региона. О том, как завершается работа над проектом главного финансового документа области, беседа с председателем бюджетного комитета, первым заместителем председателя областной думы Олегом Алексеевым.

- График работы над бюджетом очень напряженный, - говорят Олег Николаевич, - ведь календарь бюджетного процесса жестко регламентирован. В соответствии с ним мы обязаны не позднее 22 декабря рассмотреть законопроект в третьем чтении на заседании областного законодательного собрания.

- А как прошло второе чтение по бюджету и каковы дальнейшие перспективы работы с законопроектом?

- Особых неожиданностей не было. На заседаниях комитетов мы постарались серьезно отработать все 210 поправок, поступивших ко второму чтению, согласовать позиции со всеми комитетами областной думы, учесть мнение Контрольно-счетной палаты. В ходе работы 164 поправки были приняты, 24 отклонены, а 22 поправки авторы сняли с рассмотрения.

Основные дебаты велись вокруг поправок депутатов по перераспределению 116 миллионов рублей. В итоге принято решение оказать поддержку аграрному сектору и рыбопереработке в сумме 22,5 млн. рублей, учреждениям культуры - 11 млн. рублей, здравоохранению - 16 млн. рублей, на региональные целевые программы выделяется 23,6 млн. рублей. Перераспределены средства и по ряду других направлений. Сегодня мы рассмотрим законопроект на заседании бюджетного комитета уже в третьем чтении, а затем, как я уже сказал, на заседании областного законодательного собрания, которое состоится в следующий четверг.

- "Бюджетная" осень нынешнего года отличалась от предшествующих тем, что дума приняла закон о межбюджетных отношениях в Мурманской области. Как это повлияло на работу с бюджетом 2006?

- Бюджет разрабатывался на основе и с учетом данного закона. Если раньше, например, размер финансовой помощи муниципалитетам часто определялся субъективно, в зависимости от расторопности того или иного мэра, его "близости" к руководству области или наличия лоббистского большинства в депутатском корпусе, то теперь - только на основе определенных критериев и строгих расчетов. Уверен, что мы выбрали единственно правильный путь.

В соответствии с этим законом в доходы муниципальных районов и городских округов предусмотрено стопроцентное зачисление региональных сборов - транспортного налога и налога на игорный бизнес. Кроме того, в их бюджеты будут зачисляться налоговые доходы от федерального налога на доходы физических лиц (от 30 до 46% с учетом дополнительного норматива отчислений), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%), единого сельскохозяйственного налога (30%), единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (45%), а также 100% государственной пошлины, подлежащей по месту регистрации.

Также в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов в полном объеме будут зачисляться такие местные налоги, как налог на имущество физических лиц и земельный налог.

- В этом году как никогда много разговоров о проблемах закрытых территориальных образований, вызванных новыми условиями их финансирования. Как это коснулось областного бюджета?

- Для нас это не просто разговоры, а дополнительная нагрузка на областной бюджет. Если раньше федеральный центр в полном объеме выделял средства для ЗАТО, то с 1 января будущего года часть их будет поступать из областного бюджета. До сего дня мы искренне радовались тому, как идут дела в большинстве ЗАТО, потому что там вводились новые объекты социальной направленности, а в целом их бюджетная обеспеченность была в 2-3 раза выше, чем в других муниципальных образованиях области. В бюджете области на будущий год мы предусмотрели на финансирование ЗАТО порядка 1391 млн. рублей. Таковы наши возможности на данный момент.

- Итак, на пороге третье чтение. Назовите главные цифры.

- Основные параметры бюджета на будущий год остаются прежними: доходы составят 15773,2 млн. рублей, расходы - 16175,2 млн. рублей, дефицит - 402,0 млн. рублей, или 3,1 процента. Общий объем дотаций, субвенций и субсидий муниципальным образованиям составит более 8 млрд. рублей. Социальная направленность бюджета в значительной мере будет осуществляться через реализацию региональных целевых программ, объем финансирования которых по сравнению с текущим годом возрастет более чем в 2 раза. Так, финансирование программы по развитию образования увеличится с 40 до 86 млн. рублей. Для обеспечения новых региональных нормативов финансирования в системе образования в бюджет закладывается почти 2 млрд. 375 млн. рублей. Около 100 млн. рублей выделяется на поддержку онкологической помощи населению. С 20 до 58 млн. рублей увеличивается и объем финансирования на программу развития жилищно-коммунального комплекса области.

- А как поддержит бюджет наши областные льготные категории граждан?

- В бюджете предусмотрены средства на индексацию денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, пенсионерам по старости с 1 апреля 2006 года в размере 3 процентов, а с 1 августа - 4 процентов. А всего на различные социальные выплаты для этих категорий граждан в бюджете запланировано 1 млрд. 476 млн. рублей.

- Назовите, на ваш взгляд, самые главные проблемы, которые могут возникнуть в будущем году при исполнении областного бюджета?

- Бюджетам разных уровней часто дают различные образные характеристики. То ли это "бюджет выживания", то ли "бюджет кройки и шитья" и т. п. Особенно много таких характеристик дают федеральному бюджету. Не буду поступать подобным образом, тем более что у нас, в отличие от депутатов Госдумы, заботы несколько другого порядка, "не отягощенные" наличием профицита бюджета и стабилизационного фонда.

Одна из проблем - повышение на 37,5 процента минимального размера оплаты труда работникам бюджетной сферы, которое мы должны провести с 1 мая 2006 года в соответствии с федеральным законом. На эти цели потребуется около 2 млрд. рублей, но таких денег в области сегодня нет.

Вторая проблема вытекает из роста цен на основные марки бензина на 30 - 40 процентов, а на дизельное топливо и мазут - в 2 раза. Уже сейчас ясно, что рост цен на продукты первой необходимости и особенно коммунальные услуги превысит 14 процентов. Не ясны пока и источники финансирования реформы местного самоуправления.

Для того, чтобы решить эти и другие острые вопросы, областная дума обратилась за помощью в Госдуму и Правительство России.

Беседовал Владимир Тимофеев. Пресс-служба областной думы.