Бюджетно-финансовым законам в нашей думе традиционно уделяется немало времени и внимания. Оно и понятно - законодательная власть по определению призвана контролировать, как власть исполнительная обходится с областной казной. Для этого думой даже создан спецорган - Контрольно-счетная палата, вокруг которой 18 мая, на очередном заседании думы, было сломано немало копий.

Сначала, правда, без особо долгих обсуждений депутаты приняли два важных и очень объемных закона: "Об исполнении областного бюджета за 2005 год" и "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2006 год". Приняли их только в первом чтении, как и рекомендовал профильный комитет по бюджету, финансам и налогам. Как сказал его председатель Олег Алексеев, "2005 год был сложнейший, за 10 последних лет такого не было, но департамент финансов в целом справился с работой". С такой оценкой согласился и председатель думы Павел Сажинов: "Действительно, пришлось работать очень-очень напряженно, но все обязательства мы выполнили".

В этом году легче не будет. К примеру, на повышение зарплаты - весеннее и осеннее - бюджетникам области потребуется 868 миллионов рублей, расходы же эти при составлении проекта бюджета не планировались. Отсюда и вынужденная корректировка. По словам зам. руководителя департамента финансов Татьяны Кириловой, доходы увеличатся на 1,917 миллиарда рублей, а расходы - на 3,618 миллиарда, зато бюджетники могут быть спокойны: и зарплату повысят, и отпускные дадут вовремя.

Один нюанс - оба законопроекта сопровождались весьма критичным заключением КСП (сто страниц текста и полсотни приложений и таблиц). На эти аргументы финансисты предоставили контраргументы - на 40 страницах. Кстати, как поговаривают, сотрудники департамента накануне рвались на заседание коллегии КСП, чтобы доложить свою позицию, но их туда не пустили. История эта имела продолжение на думском заседании.

Когда Олег Алексеев представил коллегам-депутатам свой законопроект "О внесении изменения в закон "О контрольно-счетной палате Мурманской области" размером в одну страничку текста, ничто не предвещало, что документ ждет бурное часовое обсуждение.

Олег Николаевич пояснил, что КСП подросла, окрепла и больше не нуждается в "подпорке", а значит, из состава ее коллегии можно вывести двух депутатов облдумы, ранее делегированных туда "на усиление".

И началось! Первым высказался Евгений Закондырин:

- Если КСП такая могучая, почему нет ни одного постановления думы, например, по замечаниям КСП на пополнение бюджета-2005? Свой же орган не уважаем?!

Игорь Кузнецов назвал палату "глазами и ушами думы". И потребовал сохранить в коллегии думских посланцев.

Иное мнение у Павла Сажинова:

- КСП - самостоятельный орган и не является органом думы. Палата наделена очень большими полномочиями. Мы намеренно на это в свое время пошли, чтобы КСП была максимально независима. Нельзя, чтобы она работала по чьей-то указке.

Свой взгляд выразил и один из посланцев думы в коллегию Владимир Селин:

- Если палата самостоятельна, непонятно, какую роль в коллегии играют депутаты: политкомиссары, что ли?! Я, кстати, профессиональный экономист, далеко не всегда могу разговаривать на равных с аудиторами. И о конфликте департамента финансов с КСП: у тех и других слишком высокая квалификация, чтобы они могли найти компромисс.

- Ну, если доктор экономических наук с финансами не в состоянии разобраться... - поразился Павел Сажинов.

Философский подход продемонстрировал Евгений Закондырин, по его мнению, в конфликте депфин - КСП нет ничего страшного:

- В жизни источник развития только в противоречиях. Этому нужно только радоваться.

Следуя этой логике, радоваться должен прежде всего руководитель КСП Андрей Артемов, ведь Павел Сажинов заявил, что его нужно снимать с должности, если информация о недопущении специалистов департамента финансов на заседание коллегии подтвердится.

КСПшный законопроект Олега Алексеева, набравший 14 голосов "за", принят в первом чтении.

Следующий вопрос повестки - 124-страничный законопроект "О выборах депутатов Мурманской областной думы" был встречен народными избранниками живо и с неподдельным интересом. Еще бы, ведь именно в нем прописано, как должны проходить выборы депутатов думы следующего созыва весной 2007 года.

Разработчик документа "единоросс" Александр Крупадеров не скрывал, что в процессе обсуждения с коллегами иной партпринадлежности проект претерпел серьезные принципиальные изменения.

Основной момент - пропорция в будущей думе депутатов, избранных по партийным спискам и мажоритарным округам. Федеральный закон гласит, что партсписочников должно быть не менее 50 процентов. Пополам - 16 на 16 - решил поделить мажоритариев и списочников и Александр Дмитриевич, хотя с месяц назад в думских кулуарах говорили о существовании проекта, в котором прописано всего 8 мажоритариев и 24 списочника.

Принципиальной позицией для Александра Крупадерова стал подход при нарезке будущих мажоритарных округов: только одно - или равномандатные. Другой вариант - сочетание 1-, 2- и 3-мандатных округов, - по мнению автора, ставил бы в неравные условия как кандидатов, так и избирателей, в этом случае одни бы получали право отдать голос только за одного кандидата, а другие - аж за троих.

Критически важный пункт - процентный барьер, преодолев который, партии получат право на представительство в будущей думе. Первоначально разработчик планировал планку в 7 процентов, что давало бы дорогу в думу только трем "солидным" партиям. Но в итоге признал более оптимальной цифру в 5 процентов - при таком пониженном барьере в думе будет представлена вся "партмозаика" области. А вот предложение о 3-процентном барьере Крупадеров отверг:

- Тогда руководители парторганизаций могут вообще не заниматься выборной работой, а сидеть и курить бамбук - попадание в думу им все равно гарантировано.

Вопросом, вызвавшим принципиальные споры перед заседанием, стал максимальный размер избирательных фондов для кандидатов-одиночек и избирательных объединений (партий). Мажоритариям разработчик отвел по 2 миллиона рублей, а объединениям планировал по 25 миллионов. Но в итоге сделал 10-миллионную скидку, пойдя навстречу "бедным" оппонентам, которые выступили против "ковровой дорожки из купюр" для кандидатов, связанных с олигархическими структурами.

Уступки, сделанные еще до заседания, свели тем самым дискуссию к минимуму. Спорили, в итоге, только по одному вопросу - открытыми или закрытыми должны быть партсписки. Причем степень "закрытости" достаточно условна. При предложенном Крупадеровым "закрытом" варианте в избирательном бюллетене каждую партию должны представлять только 3 фамилии - так называемые "паровозы" или "голова". Но на избирательных участков все равно будут вывешены полные пофамильные списки, что, по мнению Крупадерова, позволит избежать попадания в партсписки "бандитов, полубандитов и денежных мешков" (партийных спонсоров, попросту покупающих депутатский мандат).

Единогласно, 18 голосами, "за" законопроект "О выборах депутатов Мурманской областной думы" был принят в первом чтении. Что, впрочем, не исключает возможности серьезных изменений в нем при дальнейшем обсуждении. Следующее заседание думы должно пройти уже в первой декаде июня.

Петр БОЛЫЧЕВ