Вчера в Мурманске президент Владимир Путин провел совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии при правительстве России. Состоялось оно на борту нового атомного ледокола «50 лет Победы», который совсем недавно пришел в порт приписки, а вскоре отправится в свой первый рабочий рейс в Арктику. И город, и место были выбраны не случайно, ведь на заседании рассматривались перспективы развития инфраструктуры морского транспорта страны.

Перед большим разговором президент с борта теплохода «Поларис» осмотрел объекты инфраструктуры морского транспорта в Кольском заливе. Экскурсоводом выступил наш губернатор Юрий Евдокимов, который рассказал о нынешнем состоянии Мурманского транспортного узла и о планах его развития. Владимир Путин ознакомился также с атомным богатырем «50 лет Победы», осмотрел его центральный пункт управления, ядерную энергетическую установку, ходовую рубку. В книге почетных гостей он оставил запись: «Поздравляю с началом работы. Атомный флот - это прежде всего высококлассные специалисты. Желаю удачи». В каюте капитана состоялась рабочая встреча президента с губернатором, на которой Юрий Евдокимов поднял ряд насущных для нашего края вопросов.

Открывая заседание президиума Госсовета и Морской коллегии, глава государства подчеркнул, что морской - это особенно востребованный вид транспорта, выполняющий 90 процентов мирового грузооборота. У нас на его долю приходится около 60 процентов перевозок. Так что развитие этого вида транспорта имеет важнейшее значение. В решении поставленной задачи президент выделил главные направления.

Первое - развитие портов. Сейчас в России их 62. Но практически ни один не отвечает современным требованиям. И грузопоток продолжает идти в иностранные порты. Нужно создавать логистические центры, особые портовые экономические зоны.

Второе направление - развитие собственно морского флота. В частности, нужно переводить уже имеющиеся у нас суда под российский флаг. Сейчас же большая часть отечественных судов (для построенных в последнее время эта цифра достигает 90 процентов) ходит под так называемым удобным флагом.

- Проблемам морского флота еще уделяется недостаточное внимание, - сказал Владимир Путин. - Мы должны создавать все условия для перехода судов под российский флаг.

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин, возглавляющий рабочую группу Госсовета, отметил необходимость усиления роли государства в управлении этими процессами.

В частности, он поднял вопрос строительства новых судов. В том числе и двойного назначения. То есть таких, которые смогут в случае необходимости служить в качестве вспомогательного флота ВМФ. Глава Приморья также говорил о возможности создания на Дальнем Востоке Российской судоходной компании с участием государства.

Затронув этот вопрос, Сергей Дарькин заявил о необходимости создания дальневосточного морского кластера, который будет решать приоритетные задачи, связанные со строительством новых судов, развитием судоремонта и морского сервисного производства, повышением качества морского образования, решением кадровой проблемы.

Для реализации предложения рабочей группы, а именно - обеспечить к 2020 году перевозку 50 процентов внешнеторговых грузов российскими судами, необходимо построить или приобрести новый флот. По оценкам экспертов, понадобится порядка 350 судов общим дедвейтом около 9 миллионов тонн. На это потребуется порядка 640 миллиардов рублей.

Сергей Дарькин выступил с предложением принять новую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» на 2010 - 2015 годы, которая должна вывести морской транспорт страны на новые рубежи, повысить его эффективность и конкурентоспособность.

То, что наши порты не достигли пока требуемого уровня конкурентоспособности, признал и министр транспорта Игорь Левитин. А первый вице-премьер Сергей Иванов в своем выступлении сравнил конкретные цифры уровня налогообложения в российской Усть-Луге и эстонском порту Силламяэ, что в нескольких десятках километров от него. Взять тот же НДС. У нас он 18 процентов, а в Силламяэ - 0. Эстонцы освободили свой порт и от ряда других налогов. Так куда же пойдут грузы? Ответ очевиден.

Среди выступавших были также руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, глава компании «Роснефть» Сергей Богданчиков.

Итогом заседания стал ряд поручений правительству России, направленных на развитие инфраструктуры морского транспорта.

- Принятые решения нас удовлетворяют, - отметил губернатор Юрий Евдокимов.

Он также напомнил, что Мурманский порт - один из немногих в России, который имеет прямой выход в Мировой океан. В отличие от азово-черноморских портов, запертых турецким Босфором, или балтийских гаваней, отделенных от мира датскими проливами.

- Здесь же никто не предъявит претензий, - добавил губернатор.

Но, как подчеркнул Юрий Евдокимов, Мурманская область - это еще и база для разработки углеводородов на Арктическом шельфе. Поэтому, когда мы говорим о Кольском полуострове, обязательно требуется увязка этих двух направлений - морского транспорта и нефтегазового сектора. Нужна работа по комплексному освоению Арктики.

Игорь КУРСАКОВ.