Депутат Государственной думы Валентин Лунцевич провел на днях пресс-конференцию, посвященную законопроектам, которые предстоит рассмотреть парламентариям в ближайшее время. По его мнению, принятие ряда законов помогло бы распутать узел наболевших проблем рыбной отрасли. Госдума уже приступила к рассмотрению документа о морских портах, разработанного правительством. Государству предстоит управлять причалами и обеспечивать безопасность прохождения судов. А перевалкой грузов займутся частные стивидорные компании. По мнению Лунцевича, вроде бы все правильно. По такой схеме работают многие зарубежные порты. Но в документе есть и изъяны.

- Прежде всего отсутствует понятие «рыбный порт», - пояснил Валентин Васильевич. - А значит, эти предприятия с уникальной инфраструктурой в виде морозильных терминалов, перерабатывающих заводов и фабрик могут в скором времени стать базой для перевалки металлолома, угля, нефтепродуктов. В такой ситуации наши рыбаки окончательно уйдут из Мурманска к норвежским берегам. Думцы пытаются убедить правительство внести изменения в законопроект, чтобы рыбные порты не утратили статуса специализированных грузовых районов по переработке и перевалке морских биоресурсов. Кроме этого необходимо

создать нормативно-правовую базу, позволяющую рыбакам пользоваться приоритетом в этих портах.

Коснулся он также поправки к закону, предусматривающей создание свободных экономических зон на территории портов. По мнению Валентина Лунцевича, создание такой зоны в Мурманске, во-первых, позволит сократить простои судов в ожидании пограничников, таможенников и других инспекторов. Рыба и сопутствующие документы в этом случае будут проверяться на берегу в морозильных терминалах. Во-вторых, российские корабли после ремонта за рубежом при заходе в свободную экономическую зону освобождаются от уплаты госпошлины. По такому принципу работает порт в Киркенесе. А в России - пока лишь дальневосточная Находка.

Не обошел стороной Валентин Лунцевич и проблемы судостроительной отрасли. Бюджет страны с 2008 года будет трехлетним, и вносить в него какие-либо поправки станет непросто. Поэтому депутатам надо успеть уже сейчас рассмотреть статьи, предусматривающие финансирование рыбопромыслового судостроения.

- В стране создана судостроительная корпорация, - сказал он. - Но в ней представлены в основном интересы Минтранса. Сухогрузы и танкеры, конечно же, нужны стране, но не надо забывать и о рыбаках. В частности, о мурманских. Кстати, завод «Нерпа» уже строит корабли по заказу рыболовецких компаний. В корпорацию помимо «Нерпы» включены 10-й судоремонтный завод в Полярном и мурманский «Севморпуть».

Ряд компаний уже использует на промысле суда, построенные на северодвинской «Звездочке». Так зачем покупать корабли за рубежом, когда их можно строить у себя? Кстати, новый руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний поддержал нас в этом вопросе.

В недрах Госдумы готовится поправка и к закону о рыболовстве. Она предусматривает снижение пошлины за водные биоресурсы для тех, кто будет доставлять рыбу в российские порты.

Законопроекты, о которых рассказал Валентин Лунцевич, депутаты Госдумы планируют рассмотреть до ухода на летние каникулы.

- Работа предстоит большая. Главное - не упустить время, - завершил он свое выступление.

Игорь АРИСТОВ.