Вчера исполнилось 10 лет со дня принятия Устава (Основного закона) Мурманской области - по сути первого конституционного документа нашего региона. Этой дате посвящена статья двух непосредственных участников подготовки этого документа: Юрия Ежова- члена первого состава комиссии по подготовке Устава, в то время доцента педагогического института, а ныне профессора юридического факультета технического университета, и Николая Шукшина - ответственного секретаря комиссии второго состава, тогда представителя администрации в областной думе, сейчас - руководителя департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления.

Федеративный договор от 31 марта 1992 года сделал области и края России самостоятельными субъектами Федерации - наряду с республиками, автономиями и двумя городами федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Российская Конституция определила, что республики в составе страны имеют в качестве своего основного закона Конституцию, а остальные субъекты - устав. После принятия в декабре 1993 года общероссийской Конституции области и другие вновь образованные субъекты РФ впервые занялись подготовкой своих основных законов.

На Мурмане к работе над проектом Устава приступили лишь во второй половине 1995 года. По инициативе главы администрации области Евгения Комарова была создана комиссия по разработке Устава, в которую вошли представители законодательной и исполнительной власти, региональных отделений политических партий, научно-педагогической общественности, юристы, экономисты, руководители предприятий. Проекты Устава в этот период дважды публиковались в "Мурманском вестнике" с предложением к северянам присылать свои замечания и предложения. Но приемлемый вариант за полтора года работы так и не был найден.

В декабре 1996 года главой администрации Мурманской области был избран Юрий Евдокимов, который своим распоряжением от 17 января 1997 года сформировал новый состав комиссии по разработке Устава под руководством Игоря Чернышенко - заместителя председателя областной думы, председателя облсовпрофа. И вторая комиссия с помощью своей рабочей группы уже в начале марта 1997 года разработала проект Устава. Он был внесен Юрием Евдокимовым в порядке законодательной инициативы в областную думу и 7 марта опубликован в "Мурманском вестнике" для обсуждения. Надо заметить, что в ходе работы над Уставом альтернативный вариант разрабатывали и депутаты облдумы, однако он не был доведен до конца.

17 апреля состоялись расширенные депутатские слушания по проекту Устава, на которые были приглашены представители политических партий и общественных движений, руководители органов местного самоуправления, научные работники, специалисты народного хозяйства. В середине мая проект Устава был принят в первом чтении и тогда же был принят закон "О порядке принятия и вступления в силу Устава Мурманской области". По этому закону Устав должен приниматься областной думой не менее чем в трех чтениях.

19 июня 1997 года проект Устава был принят во втором чтении и 3 июля опубликован еще раз для обсуждения жителями Кольского Заполярья. В комиссию и региональные СМИ поступило около 200 предложений и замечаний от отдельных граждан, представителей общественных объединений, государственных органов. Одновременно работа над проектом Устава продолжалась в постоянных комиссиях областной думы.

А 22 октября в думе с участием главы исполнительной власти области состоялось третье чтение по проекту Устава - очень бурное и продолжительное. После нервных и острых дебатов, особенно по шестой главе, регулирующей организацию государственной власти в регионе, проект Устава был "со скрипом" принят в третьем чтении, но решено было продолжить работу, провести четвертое чтение.

26 ноября 1997 года стало знаменательной датой в истории Мурмана. На заседании думы Устав был принят в четвертом, окончательном, чтении и в торжественной обстановке подписан главой администрации области Юрием Евдокимовым и председателем областной думы Павлом Сажиновым. Так завершилась длительная, сложная и ответственная работа над нашей региональной конституцией. Мурманская область стала полноценным субъектом РФ, завершив формирование нормативно-правовой базы, определяющей ее статус.

Устав опубликован в "Мурманском вестнике" 6 декабря 1997 года. Он состоит из девяти разделов. Особое значение имеют положения, определяющие организацию государственной власти в Мурманской области. Устав существенно упорядочил деятельность государственных институтов - установил систему органов государственной власти, определил принципы их деятельности, учредил должность высшего должностного лица - губернатора Мурманской области. Появился коллегиальный орган исполнительной власти - правительство области. Десятилетний опыт применения этих положений подтвердил их созидательный потенциал, правильность тех принципов организации власти, которые определялись в результате ожесточенных споров при принятии Устава.

За прошедшее десятилетие в Устав внесено много поправок, большинство которых было обусловлено необходимостью согласования его норм с изменяющимся федеральным законодательством. За 10 лет принято 10 законов области о внесении изменений и дополнений, некоторые из этих законов содержат десятки поправок. Поэтому содержание Устава области за истекший период заметно изменилось. Он стал более совершенным с точки зрения законодательной техники и не противоречит Конституции РФ, федеральному законодательству.

Наш Устав - это современная и специфическая форма общественного договора населения Мурманской области со своей политической властью о способах достижения общего блага. Он может рассматриваться и как компромисс прошлого с настоящим, и как залог общественного развития, а также гражданского мира в будущем.