В среду и четверг в Москве прошли два значимых события, в которых принял участие председатель областной думы Евгений Никора. По приезде он встретился с журналистами, чтобы поделиться впечатлениями от столичных форумов. Первым по времени, да, пожалуй, и по важности, можно назвать Совет законодателей, прошедший в Совете Федерации с участием президента России Дмитрия Медведева. Следом в Госдуме работал Совет по местному самоуправлению.

Повестка Совета законодателей в основном посвящалась борьбе с коррупцией. Как было признано на форуме, коррупция затронула многие сферы нашей жизни. Ее проявления встречаются на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Нельзя сказать, что это явление появилось у нас 10, 20 лет назад или в 90-е годы, коррупция в России, да и во всем мире существовала веками, и существует сейчас, - отметил Евгений Никора. - С учетом того, что Россия страна одновременно европейская и азиатская, это бедствие, это зло у нас приобрело более острые формы. На Совете отмечено, что многие регионы уже приняли свои антикоррупционные законы. Я хотел бы сказать, что Мурманская область здесь одна из первых - в первой десятке, если не ошибаюсь - регионов Российской Федерации. В октябре прошлого года Мурманская дума приняла соответствующий законопроект. Дмитрий Медведев подчеркнул значимость того, что регионы этим занялись, но отметил, что одного-двух законов явно недостаточно - необходимо до конца текущего года разработать целый пакет законов и нормативных актов, подзаконных документов. Я уже дал соответствующее поручение, и мы сейчас будем перерабатывать наш план законопроектной деятельности. Получим предложения от правительства области, от правоохранительных органов. Все, что нужно сделать на уровне регионов, мы запланируем "дожать" до 1 января. Такую задачу поставил перед нами президент, да и на федеральном уровне будет делаться очень и очень много.

По словам Евгения Никоры, президент большое внимание уделил вопросам открытости и прозрачности. Это означает, что как можно больше информации должно размещаться в сети Интернет, чтобы те, кто пользуется той или иной государственной услугой, будь то образование. здравоохранение, получение социальных субсидий имели доступ к информации. Но прежде, чем размещать, нужно иметь, что размещать, сказал президент. То есть необходимы административные регламенты.

Спикер областной думы напомнил, что у нас в регионе уже принят ряд регламентов, и эта работа будет продолжаться:

Не могу четко говорить о статистике в других регионах, но у меня складывается впечатление, что Мурманская область, да и Северо-Запад в целом немножко впереди в этой сфере. Процитирую президента: "Усмотрение чиновника должно быть сведено к минимуму". Все должно быть прописано в регламентах. Это непросто, и регламенты - очень объемные документы, но заниматься этим надо. И чиновников должно стать меньше. Мне приятно, что я неоднократно с этими идеями выступал, а теперь это подтверждено на федеральном уровне. Действительно, чиновничий аппарат раздут. Власть должна быть близка к народу, но этой власти не должно быть слишком много. К минимуму должны быть сведены и лазейки в законодательстве.

Говоря еще об одной коррупционно опасной сфере - конфликте интересов, Евгений Никора упомянул о несовершенстве законодательства в регулировании выхода из бизнеса тех людей, кто избран или назначен в те или иные властные структуры. И уж совсем не урегулирован обратный "вход в бизнес" после того, как человек покинул выборный или иной властный пост. В пример Евгений Викторович привел... себя:

Я уже несколько раз упоминал, что у меня 16 процентов в небольшой стоматологии в Полярных Зорях, и я должен от них избавиться, будучи избранным председателем думы, но никаким образом сделать этого не могу - специально изучал вопрос. Существующее законодательство не позволяет мне куда-то передать этот актив. Слава богу, закон я не нарушил, поскольку данная стоматология не принесла мне никакого дохода. Не очень хороший бизнес получается! Если бы появился какой-то доход, это вовлекло бы меня - как и многих людей! - в противоречие с законом. Если доход появится, это будет административное нарушение, и мне будет проще отказаться от этого дохода в пользу государства.

Как сообщил Никора, президент отметил, что отчасти и само государство виновато в том, что чиновники не могут на законных основаниях выходить из бизнеса, а затем нормально в него возвращаться. Также Дмитрий Медведев говорил об избыточном присутствии представителей государства в советах директоров многих крупных компаний.

Выступавшие на Совете законодателей высказывали опасения, чтобы борьба с коррупцией не превратилась в кампанейщину, а тем более сама не стала источником коррупции. Как пояснил Евгений Никора, например, если чиновник получит заказ от коммерческой структуры (конечно, не бесплатно) придушить другого, "мешающего", чиновника за то, что тот, якобы, коррупционер. Дмитрий Медведев согласился с тем, что это недопустимо, а работа по борьбе с коррупцией должна стать системной и постоянной.

По словам Евгения Викторовича, интересная дискуссия развернулась днем позже на Совете по местному самоуправлению. Связана эта дискуссия с идеей перевода подоходного налога с места работы по месту жительства. С такой инициативой выступили многие муниципальные образования.

Сейчас выигрывают крупные центры, - пояснил спикер. - В Мурманск очень много людей каждое утро приезжают на работу. Налог получает областной центр. Страдают те муниципальные образования, где работы особой нет. На мой взгляд, сложности в администрировании, о которых говорил Минфин, во многом надуманны. Сейчас информационные технологии позволяют легко все рассчитывать и поручать предприятиям отправлять налог, допустим, на 5 муниципальных образований, где живут сотрудники.

Обсуждался и вопрос укрупнения муниципальных образований. Евгений Никора считает, что наша область не так сильно пострадала от 131-го закона, но все же жалуются Кольский и Кандалакшский районы:

Власть должна быть близка к народу. Человек, выйдя утром из дома, должен видеть флаг Российской Федерации, то есть - представителя власти, который сидит, чтобы решать его проблемы. Но 20 человек в сельской администрации - это сильно! Это слишком много, а эти деньги могли бы быть потрачены на дороги или другие объекты. Мы должны найти ту золотую середину, которая позволить вернуться к вопросу укрупнения населенных пунктов. Например, у нас в Африканде и в Зашейке сидит по представителю администрации - там нет своих местных администраций, слава богу. Но есть по человеку, к которому население имеет 24-часовой доступ.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ