Особые (свободные) экономические зоны - их законодательная поддержка, а также опыт функционирования таких зон в Ленинградской и Калининградской областях. Эти темы были в центре внимания постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада (ПАСЗР) России по экономической политике и бюджетным вопросам, заседание которого состоялось в Мурманске.

В своем выступлении на заседании председатель областной думы Евгений Никора отметил, что главное в решении обсуждаемого вопроса, чтобы российские регионы, имеющие морские порты и акватории, не конкурировали между собой в создании портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Ведь условия морской и портовой деятельности в них существенно различаются. Гораздо важнее всем российским портам вместе успешно конкурировать с зарубежными соседями. Этот смысл заложен и в изменениях к закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», которые областная дума подготовила для внесения в Государственную. Федеральные нормативные акты должны максимально упростить регионам процесс создания таких зон. А пока вопрос этот остается сложным. Например, попытка создания ее в Мурманском рыбном порту натолкнулась на протест прокуратуры.

- Более активную позицию в создании портовых экономических зон сегодня занимают наши соседи, в частности Норвегия (пример - ближайший к нам Киркенес), а также страны Прибалтийского региона Евросоюза, - отметил Евгений Никора. - В этом плане нам есть чему у них поучиться.

Заместитель министра экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов выступил с докладом о перспективах и условиях создания ПОЭЗ в Мурманске. О том, что для этого наш порт в силу географического положения и особых природных условий имеет все необходимое, говорилось неоднократно и на всех уровнях. Положительное решение вопроса приведет к увеличению внутреннего регионального продукта и налоговых отчислений в бюджеты, росту занятости и благосостояния населения. По подсчетам затраты должны окупиться за 12 лет. Уже есть ряд компаний, готовых вкладывать свои средства. Правда, сейчас в связи с мировым кризисом воплощение идеи, скорее всего, будет отложено.

Одна из технических сложностей - огромный объем документации, которую необходимо представить в Минэкономразвития РФ. Вес этого «пакета» составил более центнера. Прежде всего, из-за кадастровых планов на земельные участки. Виктор Горбунов заявил, что требование об их предоставлении непонятно, поскольку по закону при создании ОЭЗ используются земли всех форм собственности.

Еще одна проблема - отсутствие в законе положения об управляющей компании портовых зон, которая объединила бы резидентов и госструктуры, такие как, например, РоссОЭЗ, ФГУП «Росморпорт» и другие. Такие управляющие компании успешно работают в других странах.

Научный анализ вопроса представил заведующий сектором Института экономических проблем КНЦ РАН Владимир Селин. Он отметил, в частности, что сложности создания особых экономических зон преуменьшать не следует, все должно быть тщательнейшим образом продуманно и просчитано. Впрочем, в Мурманской области, по мнению профессора, это сделано добротно.

Коллеги из других городов поделились своим опытом создания особых портовых экономических зон. Кстати, у калининградцев он уже немалый - именно здесь создана первая в России СЭЗ. Она успешно действует с 1996 года. Первые десять лет главным фактором, стимулировавшим бизнес, были таможенные преференции. С 2006-го - в соответствии с федеральным законом - налоговые льготы. Шаг за шагом область превратилась в огромный сборочный цех, который поставляет потребителям всей страны различную технику зарубежных марок - автомобили, жидкокристаллические телевизоры и мониторы, всяческие бытовые устройства.

За последние годы, как отметил председатель постоянного комитета по бюджету, экономике и финансам Калининградской областной думы Валерий Фролов, объем бюджета области удвоился, наблюдается существенный рост экономической активности.

Анатолий Зайцев, председатель постоянного комитета ПАСЗР по экономической политике и бюджетным вопросам, отметил слабость действующего федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Правда, Госдума не слишком охотно в прошлом году прислушивалась к предложениям и замечаниям, поступавшим из регионов. Только 3 процента законодательных инициатив были отражены в законах. Но уже в нынешнем году показатель этот должен дорасти до 15. А значит, не зря парламентарии выдвигают свои замечания и предложения. Он выразил уверенность, что позиция одиннадцати регионов Северо-Запада России относительно особых экономических зон будет услышана.

Юния ВАЛАМИНА