В областном правительстве состоялась презентация обновленной редакции исследования по целесообразности восстановления железнодорожной ветки между Россией и Финляндией на участке Салла - Алакуртти - Кандалакша.

На встрече присутствовали заместитель губернатора - министр экономического развития области Валерий Таличкин, представители исполнительных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций региона, прежде всего управления Октябрьского отделения железной дороги.

Открывая встречу, Валерий Таличкин напомнил, что совместная работа над исследованием началась в октябре прошлого года, когда было сформировано техническое задание. Первая презентация уже состоялась в Санкт-Петербурге в рамках проходившего там семинара по строительству Белкомура и получила положительные отзывы. Но в Санкт-Петербурге представлялась лишь концепция исследования. Большая часть данных на презентации в областном правительстве прозвучала впервые.

Представитель финской компании «Poyry Oy» Юха Хювяринен рассказал, что исследование проводилось в рамках существующей логистической модели «Фрисби» (Fresbee), на основе которой только в Финляндии реализовано 12 проектов. Это мультимодальная модель перевозок различных видов грузов, акцентирующая внимание на Северной Европе, России и странах Балтии.

Исследование целесообразности восстановления железнодорожной ветки проводилось в рамках контракта, заключенного в октябре прошлого года. В роли заказчика выступил Региональный совет Лапландии. А подрядчиком по итогам объявленного тендера стал консорциум в составе финских, голландских и российских фирм.

В самом исследовании приведены сравнительные данные объемов экспорта и импорта Северо-Запада России по товарным группам, представлена информация по средним единичным затратам на грузоперевозки. Отмечено, что суммарный экспорт в регионе растет. Если в 2004 году он составлял 24,9 миллиона тонн, то в 2008-м уже 29,4 миллиона. Причем большая его часть приходится на долю Мурманской области. К 2020 году прогнозируемый спрос на железнодорожные перевозки по экспортной составляющей приблизится в Северо-Западном регионе к 60 миллионам тонн.

Авторы исследования рассматривали несколько вариантов развития событий, в том числе и с учетом перспектив Мурманского транспортного узла. Среди грузов, которые смогут перевозиться при строительстве железнодорожной ветки Салла - Алакуртти - Кандалакша - уголь, стальной лом, цветные металлы, древесина…

Участники встречи отмечали, что реализация такого проекта будет способствовать приграничному сотрудничеству, экономическому развитию северных территорий. Например, эта ветка сможет обеспечить транзит не только грузов, но и любителей путешествий по железной дороге. Многие все больше ценят не только скорость передвижения, но и комфорт, сопровождаемый возможностью любоваться природой, по пути знакомиться с новыми местами.

Сама железнодорожная ветка, о которой идет речь, составляет всего 70 километров. Но вопрос рассматривается в комплексе. В частности, потребуется реконструкция подъездных путей. Теперь специалистам предстоит уже совместно обсуждать: какие возможности есть у сторон, каким будет механизм финансирования. Изучив эти вопросы, можно приступать к расчетам необходимых инвестиций.

Юния ВАЛАМИНА