Позвонивший в редакцию «Мурманского вестника» бизнесмен возмущался препонами на пути приватизации арендуемого им помещения. Но назвать себя или хотя бы город, где живет, не согласился.

- Мне тогда не то что в приватизации, в дальнейшей аренде площадей откажут, - сказал и тут же повесил трубку.

Наверное, его опасения имеют под собой почву. Конечно, принятие Федерального закона № 159 обнадежило предпринимателей. Правда, пока немногие в нашей области стали полновластными владельцами помещений, которые использовали прежде на правах аренды. Например, в Мурманске в список объектов, которые могут быть проданы, включено около 170 помещений. 19 из них уже обрели своих хозяев. Причем двое нынешних собственников сразу же рассчитались. Остальные тоже оформили договоры на покупку, но при этом воспользовались правом рассрочки на пять лет.

А вот срок уплаты НДС в размере 18 процентов от стоимости приобретаемого объекта - всего три дня с момента заключения сделки, и никаких тебе рассрочек. Суммы весьма существенные, и для некоторых непосильные. Бизнесмены считают, что в нынешнее трудное время такая процентная ставка слишком высока.

Об этом на заседании Совета по развитию малого предпринимательства при региональном правительстве говорил председатель комитета имущественных отношений Мурманска Руфат Синякаев. Закон, направленный на поддержку российского предпринимательства, увы, далек от совершенства. Так считают и другие участники встречи. Главное, на чем спотыкаются и власти, и предприниматели в реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, - формулировка о внесении арендной платы «надлежащим образом». Но что это означает?

В Гражданском кодексе есть такое понятие, как несоблюдение условий договора: просрочка арендной платы в течение двух месяцев. А если человек всего на несколько дней задержал перечисление денег, причем из-за объективных причин? Это тоже - «ненадлежащим образом»? Вряд ли кто-нибудь годами терпел недисциплинированность бизнесменов, постоянно забывающих платить за аренду. Такие договоры попросту расторгались. Сейчас же в связи с финансовым кризисом сложности со своевременной оплатой аренды могут возникать все чаще. И при существующей формулировке в законе муниципалитеты могут трактовать это положение так, как посчитают нужным.

Кроме того, в законе отсутствует понятие «правопреемник». Например, индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей алкоголем, свои предприятия перерегистрировали. По требованию закона о лицензировании такой продукции возникла необходимость обрести статус юридического лица, чтобы получить необходимую лицензию. И хотя бизнесмен мог арендовать одно и то же помещение три года или даже намного больше, преимущественного права приватизации не имеет.

Вот и получается, что закон, направленный на реальную поддержку предпринимательства, поворачивается «в умелых руках» к нему спиной.

На региональном уровне конкретизировать неточные формулировки федерального законодательства никто не вправе. Можно только направлять свои предложения в центральные органы власти. И это делается. В областную думу нашим минэкономразвития был представлен проект законодательной инициативы - поправок в статью №3 Федерального закона.

Профильный думский комитет обсудил вопрос и предложил более точную формулировку условия права на приватизацию: если «арендная плата за аренду такого имущества на дату подачи арендатором заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества оплачена в полном объеме». Она и будет направлена в Госдуму.

В более сложной ситуации оказались предприниматели, развернувшие свой бизнес в помещениях, находящихся в федеральной собственности. На них вышеназванный закон не распространяется. Рассматривается местная законодательная инициатива, касающаяся права выкупа и таких арендуемых площадей. Пока же областная дума намерена обратиться к президенту страны и ее правительству с этим предложением. Этот вопрос еще раз будет рассматриваться на заседании комитета по предпринимательству, затем его вынесут на заседание думы.

Депутаты обсуждают также вопрос о внесении поправок в Федеральный закон «О конкуренции». Предлагается в связи с кризисом продлевать договоры аренды муниципального имущества без проведения торгов до определенной даты - например до 2015 года.

Как отметил заместитель председателя Совета, первый заместитель министра экономического развития Сергей Семенов, практически все антикризисные меры, намеченные для поддержки малого и среднего бизнеса, приняты. Не удалось пока решить одну, но очень важную проблему - субсидирования подключения предприятий к электросетям.

- Федеральным нормативным актом определена плата за подключение в размере 550 рублей для объектов с расчетной мощностью до 15 кВт, - пояснил он. - Но у нас немало компаний, потребности которых много больше этой цифры. И тогда плата за технологическое присоединение может составлять при разных условиях от 100 тысяч до 20 миллионов рублей. А у нас на такие субсидии на весь 2009 год предусмотрено 3 миллиона. На помощь всем предпринимателям этих денег не хватит.

Региональное минэкономразвития со специалистами комитета по тарифному регулированию недавно определили подход к решению данной проблемы. В рабочем варианте документа предусмотрена компенсация расходов предпринимателям при плате за технологическое присоединение в объеме: не более 50 тысяч для индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, 150 тысяч - для малых и 300 - для средних предприятий.

Юния ВАЛАМИНА