- А ты знаешь, чей портрет висит над моей головой в кабинете? - спросил член Совета Федерации Вячеслав Попов.

- Наверное, как и у всех сенаторов, - президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина, - ответил я.

- Не угадал, - усмехнувшись, сказал Вячеслав Алексеевич. - Да, в кабинете эти портреты имеются. Но надо мной расположился гобелен с портретом заслуженного артиста РСФСР Павла Луспекаева, блестяще сыгравшего роль легендарного таможенника Верещагина в кинофильме «Белое солнце пустыни», с вытканными словами: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно».

Держава, Отечество, Родина! Эти слова для сенатора-адмирала Вячеслава Попова не пустой звук. Любить Родину и честно ей служить сына-первенца и двух его братьев учил отец, офицер-артиллерист, фронтовик Алексей Попов, не прятавшийся за спины солдат в тяжелых боях. Четыре ранения да шесть боевых орденов о многом говорят.

Свои звезды на погонах Вячеслав Попов зарабатывал в подплаве, пройдя путь от лейтенанта до адмирала, от командира электронавигационной группы до командующего самым мощным в России Северным флотом.

34 года своей жизни Вячеслав Алексеевич отдал Военно-морскому флоту СССР и России, из них 30 лет Северному. За его плечами 25 боевых служб в составе экипажей РПКСН (ракетных подводных крейсеров стратегического назначения), из них 10 в должности командира со всей полнотой ответственности за выполнение боевой задачи, за жизнь членов экипажа. В общей сложности он 8 лет провел под водой в прочном корпусе. К слову, оба его брата также стали командирами подводных лодок. Может быть, в мировой практике и есть подобный случай, но в России такой семьи больше нет.

За заслуги перед Родиной адмирал Попов награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», «За военные заслуги», пятнадцатью медалями и именным холодным оружием. Ему присвоено звание почетного гражданина Усть-Кубинского района Вологодской области.

После увольнения в запас в 2002 году Вячеслав Алексеевич Попов был избран депутатами Мурманской областной думы членом Совета Федерации Федерального собрания РФ от Мурманской области. Его избирали заместителем председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, членом комиссии по информационной политике, а с созданием комиссии Совета Федерации по национальной морской политике назначили ее председателем.

Сложным и тернистым был его путь к вершинам морской карьеры. Первой подводной лодкой лейтенанта Попова стала К-137 «Ленинец», головная проекта 667А, а первой должностью - командир электронавигационной группы (штурманенок). Старшим лейтенантом он уже получил допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой. А затем были другие должности, поднимался по служебной лестнице, пока не стал командиром ракетного подводного крейсера стратегического назначения. В этой должности отходил по морям и океанам пять с лишним лет. В ту пору выпадало подводникам в год по две-три боевые службы, каждая продолжительностью 80 суток.

Был в биографии Попова случай, за который его наградили орденом Красной Звезды. Боевым орденом. Его ракетный подводный крейсер вышел в заданный район полигона для пуска баллистической ракеты. Во время предстартовой подготовки ему поступил доклад: «В прочный корпус поступает забортная вода». Струи морской воды хлестали в центральный отсек через шахту выдвижных устройств. Попов не сорвал ракетную атаку, выполнил задачу, как если бы это было в реальной боевой обстановке. А часть экипажа в это время боролась за живучесть, перекрывая доступ воды к радиоэлектронной аппаратуре и системам управления.

Рисковал он? Безусловно. В том числе и своей жизнью. Но в те минуты он был на войне. Пусть условной, но, смалодушничав, не простил бы себе этого. Только так проверяется готовность к тому главному делу, ради которого экипажи атомных подводных ракетоносцев несут боевое дежурство в толще Мирового океана.

К сожалению, есть в биографии адмирала Вячеслава Попова и трагическая страница, связанная с гибелью атомной ракетной подводной лодки «Курск» и ее экипажа. Эта трагедия всколыхнула всю Россию, не оставив равнодушным ни одного человека. Командующий Северным флотом пережил ее не просто как должностное лицо. Он - подводник, и кто, как не он, представлял трагизм ситуации, в которой оказались после взрыва члены экипажа, ожидавшие, но так и не дождавшиеся помощи.

Тогда Попов изменился даже внешне. Прибавилось седины в волосах, морщин на лице. И не только от пережитого горя. От тех ядовитых стрел, которые пускала в него часть представителей средств массовой информации. Но было и другое отношение к адмиралу. На его имя пришло несколько сот писем, в том числе и из-за рубежа. Мне в то время представилась возможность познакомиться с этими письмами. Вот всего лишь два фрагмента из них.

«Записал на видео Ваше выступление 22 августа и многократно его просмотрел. Убедился, что Вы, как бывший подводник, сделали все, что в Ваших силах и возможностях. Да и никто, как Вы, подводники, не смогли бы сделать большего и лучше понять своих товарищей».

«Адмирал! К вам обращается бывший североморец. Я видел Ваше выступление по телевизору. Когда Вы сняли пилотку и попросили прощение за тех, кого не сберегли, я думаю, с Вами была вся Россия. Не казните себя. Я видел ваши седые волосы и боль в глазах. Вы сделали все, что смогли, но обстоятельства выше нас. Адмирал! Не уходите в отставку. Такие люди нужны России и ее флоту».

Вячеслав Попов стал командующим Северным флотом в невероятно сложный для военных моряков период. Но, несмотря ни на что, он сумел сохранить Северный флот и его боеготовность для России. Сегодня на посту члена Совета Федерации он продолжает служить России и ее флоту. И военному, и гражданскому.

В Совете Федерации Вячеслав Попов не стал статистом, просиживающим заседания. Именно он стал инициатором создания в 2004 году временной, а в 2006-м ставшей постоянной комиссии по национальной морской политике. Эта комиссия стала единственным постоянно действующим государственным органом власти, курирующим и объединяющим деятельность всех министерств и ведомств, связанных с морской тематикой. В него вошли профессионалы, не понаслышке знающие проблемы торгового, рыболовного, научного и военного флотов, судостроения и судоремонта, портового хозяйства. За непродолжительное время комиссии удалось зарекомендовать себя с положительной стороны и в правительстве России, и в министерствах, и в Государственной думе, с которыми она работает очень плотно.

В активе ее членов - инициирование и участие в разработке закона о портах, который не могли принять девять лет, а уже через год после создания этого органа он вступил в законную силу. С участием комиссии разрабатывался и принимался закон о портовых особых экономических зонах, имеющий для Мурманска особое значение. В сложной борьбе удалось отстоять автономные некоммерческие лоцманские организации, для чего пришлось обращаться в Конституционный суд.

Решен вопрос о нормализации в интересах дела взаимоотношений грузоперевозчиков, таможенной и налоговой служб. Наверняка не все рыбаки знают, что сокращение времени и количества проверок судов при заходе в порты - заслуга комиссии по морской политике.

Как профессиональный моряк Вячеслав Попов не мог не переживать ситуацию, связанную с моральным и физическим старением флота. И поэтому, когда судостроение не было включено в перечень приоритетных направлений промышленной политики, он и его коллеги сделали все возможное, обратившись к президенту и председателю правительства России, чтобы эта несправедливость была устранена.

Как северянин, как представитель Мурманской области Вячеслав Алексеевич на всех уровнях власти говорит о перспективах Мурманского транспортного узла, преодолевая лоббизм тех, кто отстаивает приоритеты портов Балтийского и Черного морей, запертых узкими проливами. Он убеждает в необходимости активизации работ на арктическом шельфе, обеспечения присутствия России в Арктике и на трассах Северного морского пути, вокруг которых разгораются нешуточные страсти. И эти призывы не остались неуслышанными.

Вячеслав Попов, чтобы быть в курсе дел, постоянно приезжает на Кольский полуостров. Вот и в конце мая он принял участие в работе Мурманской областной думы, конференции партии «Единая Россия», встретился с командованием Северного флота и Кольской флотилии разнородных сил. В городе Полярном состоялась обстоятельная беседа с руководством ЗАТО Александровск по проблемам реализации указа президента России об объединении трех ЗАТО. Попов осмотрел социальные объекты города, обещал содействие в сооружении стелы, посвященной присвоению городу Полярному звания «Город воинской славы».

- А что же военный флот? - спросит читатель. - Какое внимание ему уделяет сенатор-адмирал?

Пристальное. В частности, это касается программы судостроения для ВМФ. Свою позицию Вячеслав Алексеевич от имени комиссии по морской политике доложил на закрытом совещании, проведенном совместно с комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации в 2008 году в Главном штабе ВМФ. Для кого-то срок в один год покажется пустяком, но Вячеслав Алексеевич гордится, что на год раньше удалось сдвинуть сроки начала строительства кораблей океанской зоны. Вне поля зрения членов комиссии не остаются и вопросы строительства атомных и дизельных подводных лодок.

В этот приезд Вячеслава Попова собеседником сенатора-адмирала оказался офицер запаса, который не мог не спросить у Вячеслава Алексеевича, как он относится к нынешнему этапу реформирования Вооруженных сил.

- Когда мы проводили закрытое заседание в Генеральном штабе с участием министра обороны, мы предостерегали его от возможных ошибок при проведении военной реформы, - сказал Вячеслав Алексеевич. - Возьмем пресловутый приказ министра обороны № 400 о выборочном материальном поощрении отличившихся военных. Ну разве можно делать такие вещи в частях и соединениях, на кораблях?! Да, если часть воюет, выполняет сверхответственные задачи, если экипаж подводного ракетоносца или надводного корабля, стратегического бомбардировщика выполнил успешно боевые задачи, то и поощрить нужно всех. А так мы запустили черную кошку, которая пробежала между военнослужащими, подрываем единство и сплоченность воинских коллективов. Наши предложения и замечания были восприняты военным руководством правильно, но реализованы с точностью до наоборот.

Если же говорить о военной реформе в целом, то, как и в других сферах деятельности, у нас принимаются неплохие решения, но страдает уровень исполнения. Это извечная наша проблема. Суть не в том, что делается, а как делается. Хорошие замыслы и идеи губятся бездарной реализацией. Я уверен, что Верховный главнокомандующий внесет коррективы в реализацию планов военной реформы с учетом допущенных ошибок на ее начальном этапе.

Посидев, подумав, сделав несколько глубоких затяжек сигаретного дыма, Вячеслав Алексеевич спросил: «Помнишь знаменитую фотографию офицера-фронтовика, поднимающего солдат в атаку? Так вот, чтобы встать под пулями во весь рост, командир должен быть уверен, что за ним встанут все его бойцы, что они вырвутся даже вперед, что в случае необходимости закроют его грудью. Это всегда нужно учитывать при назначении не только военных командиров, но и директоров заводов, фабрик, колхозов, компаний. Руководители и подчиненные должны быть единомышленниками. Особенно важно соблюдать это правило в сложные периоды реформирования любой отрасли экономики, и уж тем более армии и флота. Без веры в руководителя, без убежденности в правильности предпринимаемых мер добиться успеха невозможно.

Я уверен в том, что руководство страны владеет ситуацией и предпримет шаги в нужном направлении».

Фото: Федосеев Л. Г.
Член Совета Федерации Вячеслав Попов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Член Совета Федерации Вячеслав Попов.
Юрий БАНЬКО