В стране идет процесс совершенствования антимонопольного законодательства. Внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях и статью 178 Уголовного кодекса. О принятом «антимонопольном пакете» рассказала журналистам руководитель Мурманского управления ФАС Нина Назаркина.

- Внесенные в законодательство изменения усиливают полномочия Федеральной антимонопольной службы, - отметила она.

Наказание за нарушение законодательства о конкуренции, которое сегодня ограничивается только штрафами, серьезно ужесточено. Так, суммы штрафов за ценовой сговор существенно возросли. Их размер теперь составляет от трехсот тысяч до полумиллиона рублей. Кроме того, закон отныне предусматривает и наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Вообще говоря, жизнь монополистов, желающих воспользоваться своим положением в обход здоровой конкуренции, существенно усложнится. Меняется само понятие доминирующего положения. Оно теперь не зависит от рыночной доли компании. Антимонопольному органу достаточно лишь доказать, что конкретный хозяйствующий субъект оказывает решающее влияние на том или ином рынке товаров или услуг.

Новый подход применен и к понятию монопольно высокой и монопольно низкой цены товара. Разговор о низких ценах - чисто теоретический. По словам Назаркиной, демпинговый механизм борьбы с конкурентами в нашем регионе никто не применял.

О монопольно высоких ценах нужно рассказать подробнее. Ранее необходимо было доказать не только тот факт, что цена превышает сумму необходимых затрат и прибыли, но также что она выше цены, которая установлена в условиях конкуренции на сопоставимых рынках. Теперь же отсутствие сопоставимых рынков препятствием не является.

В ужесточении наказаний за нарушение антимонопольного законодательства и расширении полномочий своей службы Нина Назаркина не видит негативных последствий для честно работающего бизнеса:

- Наши предприниматели постепенно привыкают исполнять законы. Так что все зависит от человеческого фактора. Не нарушай требования законодательства - и никакие штрафы и санкции тебе не страшны.

Следует заметить, что для малого и среднего бизнеса внесенные изменения даже улучшают условия работы. Расширен перечень целей, на которые им могут быть предоставлены государственные и муниципальные преференции. Муниципалитеты отныне вправе предоставить их хозяйствующему субъекту на сумму до ста тысяч рублей в год.

Еще один важный момент. Если договор аренды государственного и муниципального имущества предприниматель заключил до 1 июля 2008 года, он имеет право продлевать его без процедуры проведения конкурса до 2015 года.

Существенные изменения коснулись контроля так называемой экономической концентрации. Пороговые значения активов, для приобретения которых нужно обращаться за согласованием в антимонопольный орган, повышены с трех до семи миллиардов рублей. Это означает, что государство уходит от контроля среднего бизнеса.

Рассказав об этом, Нина Назаркина ответила на вопросы журналистов. В частности, их интересовал рост цен на лекарства. Все ли здесь законно с точки зрения антимонопольного законодательства?

- Есть постановление администрации Мурманской области 2000 года, которое регулирует надбавку к тем ценам, по которым поступают к нам на рынок лекарственные препараты, - сообщила Нина Назаркина. - Надбавка не должна превышать 60 процентов. При проверках в первом полугодии текущего года нарушений мы не выявили. Самые высокие наценки составили 57 процентов. Причина роста цен в том, что большинство лекарств у нас импортные. И рост цен на них происходит у производителей за рубежом.

На вопрос, на что больше всего поступает жалоб в антимонопольный орган региона, его руководитель дала следующий ответ:

- Больше всего жалуются на нарушение норм Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этом году к нам уже поступили 52 подобные жалобы. А сумма наложенных штрафов составила около двух миллионов рублей. В основном нарушения касаются муниципальных органов.

Честно говоря, нет ни одного муниципального образования, в отношении которых мы не рассматривали бы жалобы такого рода.

Игорь ЯГУПОВ