С 1 января 2010 года планируется переход от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в фонды - обязательного медстрахования, пенсионный, соцстраха. А через год с 26 до 34 процентов должна повыситься и тарифная ставка. Практически происходит возврат к системе, которая уже существовала в 2000 году. И ставка тогда была еще выше ожидаемой ныне - составляла 37,5 процента. Переход к единому социальному налогу произошел в 2001-м. С 2005-го он был снижен до 26 процентов. Это изменение называют налоговыми каникулами для бизнеса…

Грядущие перемены стали главным вопросом среди вынесенных на обсуждение на очередном заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей, проходившем в Москве 11 ноября. Как отметил на состоявшейся недавно пресс-конференции участник этого заседания президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев, эти каникулы позволили российскому и региональному бизнесу пережить кризис, заметно снизив нагрузку на фонды оплаты труда, а значит - позволив максимально сохранить подготовленные кадры. Благодаря такому послаблению удалось постепенно отойти и от «серых» зарплат.

ЕСН можно было назвать переходом на систему одного окна. Он администрируется только налоговой службой, ей на смену придут трое. Соответственно возросшее число администраторов повлечет, по мнению предпринимательского сообщества, и увеличение разного рода проверок. Правило осуществлять их раз в три года сохранится, но теперь втрое возрастет число проверяющих. Хотя руководители фондов, как отметил Александр Лебедев, заверяют, что такое не планируется, прежний опыт свидетельствует об обратном.

Не смогут остаться на прежнем уровне также затраты на ведение документации. Они непременно возрастут.

Тем не менее предстоящие перемены являются шагом вперед, поскольку ныне существующая схема тормозит развитие социальных фондов. Смысл такого перехода в четком делении денежных потоков. И бизнес не против такого решения. Другое дело - увеличение страховых отчислений. На заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей доминировало мнение о том, что столь заметный их рост уже в 2011 году будет иметь кратко- и долгосрочные последствия для бизнеса. Кроме уже названных административных затрат и увеличения числа проверок это приведет к сдерживанию роста или даже сокращению фондов оплаты труда. Возможен возврат к «серым» зарплатам, которые почти удалось победить. Придется, скорее всего, ограничивать создание новых рабочих мест.

Что же касается долгосрочных последствий, предполагается ухудшение делового климата. Бизнес с высокой долей фонда оплаты труда в себестоимости вынужден будет уходить в «серую» зону или вообще за рубеж. Речь идет прежде всего о развитии высоких технологий. На таких объектах зарплаты - немалая составляющая в стоимости продукта. Именно здесь рост нагрузки может доходить до 80 процентов. И это притом что в стране наблюдается стремление к модернизации производства, высоким технологиям.

От увеличения нагрузки на фонд оплаты труда серьезно пострадают также предприятия обрабатывающей промышленности, поскольку здесь она, по предварительным подсчетам, вырастет более чем на 35 процентов.

В числе косвенных финансовых и социальных последствий повышения размеров страховых взносов - повышение цен, поскольку рост расходов на оплату труда будет закладываться в стоимость товаров и услуг. Дополнительных расходов потребует модернизация систем электронного документооборота и программного обеспечения. Предприятия со значительными социальными выплатами столкнутся с дилеммой: сокращать их, вызывая праведный гнев профсоюзов и рискуя потерять высококвалифицированных сотрудников, или же жертвовать развитием компании, сокращая расходы на эти цели. Причем второй путь для бизнеса губителен - он должен постоянно развиваться.

Несмотря на столь серьезный перечень грозящих бизнесу бед, предприниматели не против самого перехода на повышенную ставку страховых взносов. Это планировалось уже с 2010 года. Но благодаря активной позиции РСПП сдвинуто на 2011-й. Сейчас же предпринимательское сообщество стремится добиться отсрочки повышения размеров отчислений до 2012 года. В качестве главного аргумента выдвигается прогноз правительства России о предположительном сроке окончания кризиса. Переход, по мнению предпринимательского сообщества, недостаточно подготовлен. Подзаконные акты пока не приняты, бизнес о предстоящей реформе недостаточно проинформирован. Мурманский союз предпринимателей намерен приложить все усилия для его информирования в нашей области. Планируется, в частности, проведение регионального семинара или заседания правления союза предпринимателей с приглашением представителей региональных отделений всех трех фондов.

- Необходимо прогнозировать последствия предпринимаемых действий, - сказал Александр Лебедев. - Бесспорно, что социальные гарантии работникам должны быть обеспечены. Но если мы что-то повышаем, необходимо компенсировать эти расходы. Бизнес говорит о такой необходимости. Тем более что и президент в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что правительство должно определить, как это сделать. Пока, к сожалению, вопрос так и не решен. Если срок удастся отодвинуть на 2012 год - больше времени для этого останется. Радует понимание главой государства ситуации с предстоящей реформой, еще раз подтвердившееся в послании Федеральному Собранию. Надеемся, что удастся отстоять возможность не повышать нагрузку на бизнес в ближайшие год-два. И еще: система социального страхования должна быть неким социальным лифтом для перехода на более высокую ступень в обеспеченности гражданина. Именно это должно быть главным назначением социального страхования. У нас же соцстрах пока - помощь бедным…

Юния ВАЛАМИНА