Сегодня в цикле, посвященном торжественной дате в истории областной думы, мы публикуем интервью с одним из наиболее опытных депутатов Павлом Сажиновым. Достаточно сказать, что Павел Александрович был первым председателем Мурманской областной думы и возглавлял ее на протяжении трех созывов. В четвертом созыве член фракции КПРФ Павел Сажинов руководит профильным комитетом по законодательству и государственному строительству.

- Павел Александрович, расскажите о начальном периоде работы областной думы. Что вспоминается в первую очередь, каким видится то время из нынешнего дня?

- Дума появилась в обстановке безвластия в регионах после роспуска советов. У людей тогда было негативное отношение к власти, поэтому и выборы проходили очень тяжело. В марте 1994 года оказались избраны только 13 депутатов из установленного количества 25. В некоторых городах и районах выборы не дали результата из-за низкой явки избирателей. Поэтому в ноябре состоялись повторные выборы, на которых избрали еще четверых депутатов. Остальных выбрали только в марте 1995-го.

Депутатский корпус первого созыва почти не имел опыта законодательной работы. Начинали с чистого листа, включая и тех, кто прошел школу руководства на предприятиях, в советах и общественных организациях, так как тот, прежний, опыт в новых условиях не годился.

Еще одна особенность первого созыва в том, что одновременно с законотворчеством приходилось решать и организационные вопросы. Первое заседание было очень бурным. Достаточно упомянуть, что при выборах председателя думы понадобилось несколько туров. В первом мне пришлось конкурировать с Владимиром Ахрамейко, которого поддерживал тогдашний глава администрации области Евгений Комаров. И только в третьем туре прошла моя кандидатура и я был избран председателем думы. Выбор депутатов определило, скорее всего, то, что в период, когда дума еще не была правомочной, те первые 13 депутатов доверили мне координировать их работу и проверили меня в деле.

Кому-то покажется неправдоподобным, но этот первый депутатский корпус в течение восьми месяцев работал на общественных началах. Мы готовили проекты документов, проводили заседания, налаживали контакты с органами власти, вели прием населения. Вообще, на мой взгляд, в первом составе депутатов превалировало романтическое начало. Нормой было доброжелательное отношение друг к другу, мы прислушивались к мнению оппонентов.

Тогда же решались вопросы работы аппарата, самих депутатов, финансирования. Сейчас трудно поверить, но приходилось принимать бюджет области с дефицитом до 60 процентов! Было даже такое, когда группа депутатов облдумы выезжала в Москву, в Минфин, чтобы потребовать средства на реализацию задач, стоящих перед властью региона.

В тот период, как известно, до военных столкновений накалилась обстановка в Чечне. И уже на втором заседании было принято обращение к президенту Ельцину с требованием мирного разрешения конфликта. Дума тогда решила направить депутатов в Чеченскую Республику. Двое - заместитель председателя думы Сергей Успенский, недавно, к сожалению, ушедший из жизни, а также Александр Крупадеров совершили такую поездку.

- А как в то время строилась работа комитетов, ведь депутатов, наверное, просто не хватало на все?

- В условиях неполного состава депутатского корпуса непросто было организовать и работу профильных комитетов - их создали всего 3 или 4. Каждый из депутатов тогда мог входить только в один комитет, и такое положение просуществовало до 3-го созыва, когда появились партийные депутатские группы.

Сейчас каждый депутат может входить в несколько комитетов. Я так понимаю, это сделано для того, чтобы членами фракции «Единая Россия» обеспечить партийное большинство в каждом. В результате из-за загруженности депутатов заседания комитетов порой срываются по причине отсутствия кворума. Постучу по столу - в нашем комитете по законодательству и государственному строительству срывов не было ни разу. Притом что у нас в составе 3 руководителя фракций, 3 председателя комитетов и 3 заместителя председателя - более половины руководства думы.

- Но ведь и фракционная работа не в этом созыве началась. И до этого были пусть не фракции, но депутатские группы.

- В 3-м созыве мы приняли изменения в Устав области, в которых с учетом имевшегося фракционного опыта предусмотрели соответствующие демократические нормы организации работы думы. Эти нормы содержались в 58-й статье. Но уже на первом заседании областной думы нынешнего созыва все было сделано с точностью до наоборот. Фракция единороссов приняла изменения в Устав «под себя», возник конфликт с оппозицией, который и сейчас отражается на работе думы. Полагаю, разрешить ситуацию можно, вернувшись к прежним нормам.

Хотелось бы видеть более самостоятельную роль руководителя регионального парламента. В нашей думе 4 фракции. Кому, как не председателю, работать с их лидерами, находить согласие? Есть нормативные акты, в работе над которыми по должности первая скрипка принадлежит председателю - прежде всего Устав и регламент думы. Он призван быть объединяющей фигурой.

В работе парламента очень важно, чтобы мнение каждого депутата было услышано, а здравые, полезные предложения учтены. И при этом позиция всех депутатов, а не только из фракции большинства, средствами массовой информации доводилась до населения.

Возьмите работу над областным бюджетом на 2010 год и последующие два года. Предложения депутатов фракции КПРФ по проекту бюджета даже не были серьезно проанализированы и рассмотрены. Мы понимаем, что они должны пройти согласование с губернатором - правительству исполнять этот бюджет. Но с фракцией КПРФ губернатор не встретился. Например, мое предложение об увеличении на 10 процентов зарплаты бюджетникам. 304 миллиона рублей на эти цели - вовсе не заоблачные расходы. И это не какой-то популизм, а конструктивное предложение.

Любая самая сложная ситуация разрешима. Весной, во время выборов в Мурманске, мы стояли на грани смены руководства областной думы. Но здравый смысл возобладал, кстати, благодаря оппозиции. Все может разрешиться нормально, если следовать нормам демократии, если научимся прислушиваться к мнению меньшинства.

Партийная вертикаль в государственном управлении далеко не лучший способ гармонизации интересов государства и общества. Деятельность партий всегда и неизбежно направлена на централизацию власти. Россия - слишком большое государство, чтобы все задачи решать из центра. Надо больше самостоятельности давать на местах, но с повышением ответственности. Поэтому надо больше прислушиваться к мнению людей, к мнению каждого, кому они доверили быть их представителем в парламенте. Если это будет, будет успешная работа.

Беседовал Игорь КАТЕРИНИЧЕВ.