Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) и Фонд «Петербургская политика» представили шестой рейтинг политической выживаемости губернаторов. Регулярное составление рейтингов проводится один раз в полгода с 2007 года. Экспертами по 5-балльной шкале оценивается степень политического влияния действующих глав субъектов Федерации с точки зрения их способности сохранить свой нынешний пост в течение ближайшего года.

Среди экспертов, на основе оценок которых составляется рейтинг, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем Дмитрий Бадовский; президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов; председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев; председатель Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Леонид Давыдов; директор Института политики и государственного права Виталий Иванов; главный редактор информационного агентства REGNUM Модест Колеров, другие ведущие российские специалисты в сфере региональной аналитики и журналисты.

Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, как и в предыдущем пятом ретинге, получил «пятерку». С момента публикации предыдущего рейтинга были заменены восемь глав регионов, в том числе Николай Максюта (оценка «2» в пятом рейтинге), Муху Алиев, Владимир Торлопов, Минтимер Шаймиев, Николай Волков, Александр Филипенко (оценки «3»), Эдуард Россель (в пятом рейтинге было решено не давать оценку его «политической выживаемости»), а также повышенный в должности Александр Хлопонин (оценка «4»). Восемь «двоечников» продолжают работать на своих постах, однако большинство из них сохранили «двойки» и в нынешнем рейтинге: по мнению экспертов, вопрос их замены является лишь делом времени, как это было ранее с другими «аутсайдерами», получавшими низкие оценки в нескольких выпусках рейтинга.

Начавшись с отставок глав Республики Коми, Дагестана и Татарстана, 2010 год породил большие ожидания продолжения кадровой ротации губернаторского корпуса, отмечают эксперты. В новом году президенту РФ предстоит вынести решения как минимум по 22 главам регионов, чьи полномочия заканчиваются до конца года. В этой связи ожидания ротаций среди губернаторов становятся почти ажиотажными. Более того, приближение выборов в Госдуму 2011 года может побудить федеральную власть пойти на смещение губернаторов и в других регионах.

Однако существует и ряд контрдоводов, позволяющих осторожно относиться к перспективам «ураганной» замены губернаторов. Во-первых, наряду с громкими перестановками в 2008-2009 годах сохранили свои посты «старые» губернаторы, в том числе и не имеющие репутации «управленцев новой формации» (Александр Волков, Олег Богомолов, Александр Бердников, Александр Карлин, Сергей Дарькин, Александр Жилкин).

Во-вторых, сохраняется интрига вокруг ключевого параметра, определяющего решение о замене главы региона. Президент Дмитрий Медведев назвал как минимум два критерия для принятия решения о замене - руководство регионом более трех сроков и низкая популярность. При этом глава государства продлил полномочия Олега Богомолова, руководящего регионом уже более трех сроков, а также малопопулярного в Республике Алтай Александра Бердникова. В то же время в отставку ушли популярные, но руководящие регионом более трех сроков руководители (к их числу относились в том числе Минтимер Шаймиев и Александр Филипенко). С учетом этой двойственности в шестой рейтинг впервые включен новый параметр - оценка (по 5-балльной шкале) уровня популярности губернатора в своем регионе. Эти данные не могут заменить собой материалы социологических опросов, однако можно исходить из того, что многие из экспертов владеют подобной закрытой информацией, а также знакомы с результатами качественных социологических исследований по отдельным регионам.

В-третьих, в 2008-2009 году принципиально изменился характер назначения губернаторов. Первоначально казавшееся косметическим изменение процедуры вызвало резкий всплеск активности местных и федеральных элит, породив феномен новых «губернаторских выборов» - без участия избирателей, но с резким ростом политической борьбы, в том числе публичной. Самыми яркими примерами этого стали назначения глав Республики Дагестан и Саратовской области, а также акции протеста в Ханты-Мансийске. При этом наиболее ожесточенная борьба разворачивается вокруг привлекательных с экономической точки зрения субъектов Федерации, в то время как конкуренция за пост руководителей депрессивного региона практически отсутствует. Именно в этом обстоятельстве некоторые эксперты видят объяснение того, что были переназначены объективно слабые губернаторы Курганской области и Республики Алтай, но ушли в отставку руководители экономически привлекательных Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области.

В-четвертых, лоббистская борьба по вопросу сохранения на своем посту глав ресурсно обеспеченных регионов приобретает интересный поворот - одним из условий сохранения в должности может становиться уступка части влияния в регионе федеральным группам. Так, по мнению экспертов, именно подобное перераспределение ресурсов происходит в Москве и Московской области.

Подробнее ознакомиться с рейтингом можно на сайте фонда «Петербургская политика» www.fpp.spb.ru

По материалам информационных агентств.