Мы уже сообщали о встречах губернатора Дмитрия Дмитриенко с жителями ЗАТО Североморск и Полярный. На них шел и разговор о проблемах ЗАТО. Особенно - в финансовой сфере. Сегодня финансирование ЗАТО несколько снижено, но для Александровска оно останется на прежнем уровне - об этом уже есть принципиальная договоренность с Министерством финансов. Разве что, как отметил Дмитрий Дмитриенко, часть дотаций, возможно, переведут в формат предоставления бюджетного кредита. Это кредит Минфина, и его ставка в три раза ниже, чем ставка рефинансирования. И предоставляется он на три года.

- Почвы к тому, чтобы беспокоиться, я не вижу, - заметил далее глава региона, - тем более учитывая тот факт, что идет и оптимизация муниципальной службы. На сегодняшний день практически в два раза обеспечено сокращение числа муниципальных служащих. Следующим этапом будет оптимизация структуры десяти бюджетных учреждений. А это необходимо, потому что теперь мы имеем дело с одним образованием, а не с тремя. Соответственно, дублирований не может быть. Дело в другом: этот вопрос должен решаться взвешенно, не быстро, чтобы никто не пострадал, чтобы найти самое оптимальное решение для того, чтобы жизнь была комфортной и удобной.

Учитывая тот факт, что сегодня рождаемость в муниципалитетах достаточно высокая, в региональной программе уже сейчас идет проектирование дошкольных учреждений, в том числе и для ЗАТО Александровск. Предусмотрен и спортивно-досуговый центр.

Коснулся губернатор и проблем тех, кто нуждается в жилье в связи с реформированием армии и флота. На сегодняшний день, сказал Дмитрий Дмитриенко, в рамках программы реформирования Вооруженных сил не обеспечены жильем 2900 человек. Сейчас на флот поступили предложения по 600 квартирам. Через пару месяцев еще ожидается порядка 1000.

- По крайней мере, такие заверения я получил в Минобороны, - сказал губернатор, - Значит, я не могу гарантировать, что в течение 2010 года, но в 2010-2011 годах, я думаю, основная часть, подавляющее большинство из этой категории будет обеспечено квартирами. Что касается остальных категорий - у нас официальных очередников, тех, кто однозначно на сегодняшний день в рамках действия федерального законодательства в муниципалитетах стоит на очереди, кто утратил связь с Вооруженными силами, - 362 человека. Безусловно, мы особое внимание им уделим, и я думаю, что за год-два мы полностью закроем эту проблему. Что же касается тех людей, которые по каким-то причинам в соответствии с федеральным законодательством были военнослужащими и не получили жилья, то в первую очередь это вопрос федерального уровня. Но мы приготовили уже предложения и обратились в федеральный центр, чтобы изменить законодательство и дать этим людям право на получение жилья в том или ином виде, т. е. кроме формальной очереди в муниципалитетах. Если вы помните, год назад мы, по крайней мере я, столкнулись со следующим: мне говорили, что через полгода по улицам Североморска, Полярного и остальных городов будут ходить толпы брошенных и обездоленных военнослужащих и служащих… Потом мы столкнулись с проблемой, связанной с судоремонтными заводами. Задолженность их только перед налоговыми органами и кредиторами превышала миллиард рублей. И тем не менее эту и многие другие проблемы так или иначе в течение года мы решили. Я думаю, что эту проблему мы тоже решим.

Говоря об объединенной судостроительной корпорации, в состав которой будут включены судоремонтные заводы, губернатор отметил, что это достаточно гибкая структура, которая позволит привлекать заказы со стороны, тем самым обеспечивая и загрузку мощностей, и создание новых рабочих мест, и дополнительные поступления в бюджеты муниципалитетов.

Сегодня в работе находятся два серьезных проекта. Один - по созданию объединенного центра высокотехнологического судоремонта. Как известно, на территории Кольского полуострова находится «Атомфлот», транспортные подразделения «Норильского никеля», а в Арктике оперирует более сорока крупнотоннажных судов. И без судоремонтных операций не обойтись. Эта деятельность, которая всегда будет востребована, и станет альтернативой уменьшающимся военным заказам.

Второй проект (пока только на бумаге, поскольку требуется пройти все согласования) касается возрождения североморского завода железобетонных изделий. Он будет использоваться и для обетонирования труб для Штокмана, и для других производств, которые дадут работу жителям как Североморска, так и Полярного.

Кстати, о Штокмане. Глава региона успокоил собравшихся относительно переноса сроков реализации этого проекта. И так прокомментировал ситуацию:

- Вы все читали cтатьи, что перенесли его на три года. На самом же деле журналисты и правы, и неправы. Правы они вот в чем: что перенос на три года от первоначального срока. Это так. Но уже было два переноса, и последнее инвестиционное решение, которое должно было выноситься, - это ноябрь 2010 года. На сегодня срок переноса составляет полгода, потому что сделан на март 2011-го. При этом уже выделены деньги, ведется строительство технологической дороги и трех мостов в районе Териберки. Помимо этого в июне должны представить схему будущего энергоснабжения. К нам обратился «Газпром» с просьбой выделить земли под строительство линий электропередачи. Поэтому говорить об остановке Штокмановского проекта не приходится. Вопрос в другом: в каком объеме и как быстро он будет реализовываться?

Аналогичное положение и с Мурманским транспортным узлом, и соответственно с созданием особой экономической зоны портового типа.

Губернатор рассказал собравшимся о своих консультациях с министром обороны и участии в двух специализированных совещаниях, на которых в первую очередь как раз решалась судьба судостроительных заводов и строительных подразделений военного ведомства, находящихся в регионе. Дмитрию Дмитриенко удалось договориться о том, что все программы, связанные со строительством, останутся в структуре расходных обязательств Минобороны.

Сергей БЕРДНИКОВ