На территории Мурманской области действуют пять закрытых административно-территориальных образований. Их население составляет около 17 процентов от всего населения региона. ЗАТО выполняют общегосударственные задачи. И в свое время государство сделало немало для развития этих территорий. Порядок их финансирования находился в ведении федерального Минфина.

Со вступлением в силу в 2006 году 131-го федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления ЗАТО стали городскими округами. Это добавило сложностей с формированием их бюджетов. Ведь от 70 до 88 процентов местных бюджетов - это областные и федеральные дотации и субвенции. И только оставшиеся 30-12 процентов доходной части бюджета составляют собственные налоговые и неналоговые поступления. При этом местной власти в таких административно-территориальных образованиях довольно сложно их увеличить. Скажем, по понятным причинам здесь существуют объективные сложности с развитием того же малого предпринимательства.

О перспективах развития закрытых административно-территориальных образований на примере ЗАТО Заозерск мы беседуем с министром экономического развития Мурманской области Юрием Ефремовым.

- Юрий Леонидович, малый и средний бизнес - основа экономики. Но не каждый предприниматель готов вложить свои деньги в ЗАТО с его особым пропускным режимом. Что тут можно сделать?

- Малый бизнес необходимо развивать, в том числе и в том же Заозерске. Это объективная задача. В частности, для этого следует активнее использовать те возможности, которые предоставляет региональная власть. Ведь только в прошлом году на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей области было направлено 146,4 миллиона рублей. Речь идет о субсидировании различных затрат предпринимателей, льготном микрофинансировании, предоставлении государственных гарантий.

Новым направлением нашей работы является поддержка начинающих предпринимателей и тех, кто еще только планирует организовать свой бизнес. В области реализуется программа мероприятий «Шаг за шагом». Она включает в себя обучение начинающих предпринимателей, их консультирование, поэтапную финансовую поддержку. Программа также определяет порядок предоставления зарегистрированным безработным пособий для начала собственного бизнеса и порядок предоставления стартовых грантов начинающим предпринимателям. В 2009 году в 17 муниципальных образованиях проведены тренинг-курсы для начинающих предпринимателей. Обучение на них прошли свыше 600 человек, из них 15 процентов - жители ЗАТО Полярный, Снежногорск, Североморск.

Полноценно встроиться в эту систему поддержки должны и бизнесмены из других ЗАТО области. Причем важно развивать не только торговлю, но и производство. Скажем, на местах имеет смысл рассмотреть возможности открытия производств по переработке тех материалов, которые есть на территории области.

- Я знаю, что есть предложение построить в Заозерске рыбный порт. Ведь до войны местные жители занимались здесь добычей и переработкой рыбы.

- Вопрос этот сложный, и без снятия статуса ЗАТО с Заозерска построить в городе рыбный порт невозможно. Выход к морю на территории ЗАТО строго ограничен федеральным законодательством. Береговая линия находится в ведении министерства обороны. Допустить туда частный бизнес очень непросто.

- Переселение - тема также актуальная для ЗАТО. Суммы, которые выделяет Москва, недостаточны. Очередь доходит до 800 семей. А в год реально предоставляется порядка 25 квартир.

- Нужно поднимать этот вопрос на уровне федерального центра. В настоящее время рассматривается вариант распространения на ЗАТО сертификатной системы. Она уже прошла апробацию в Вооруженных силах и работает в нашей области. Возможно, это будет выход. Но жителям того же Заозерска надо использовать все возможные варианты. В частности, программу по переселению из районов Крайнего Севера, которая действует в нашем регионе.

- На что еще, по вашему мнению, нужно обратить внимание властям Заозерска?

- Самое главное - это, безусловно, справедливо для всех местных органов власти - необходимо очень экономно расходовать поступающие в муниципальный бюджет федеральные и областные средства. Особое внимание при этом надо обращать на инфраструктуру.

Я прекрасно знаю, что сложностей в Заозерске хватает. Только на восстановление бассейна требуется около 70 миллионов рублей. Это при бюджете города - 550 миллионов. А крытый бассейн для заполярного города - отнюдь не роскошь.

Два десятка лет назад военные передали городу жилой фонд. Уже тогда большинство домов простояли по тридцать лет и более. Но во время приема-передачи никакого восстановительного ремонта проведено не было. И денег на него Минобороны также не предоставило. Груз ответственности полностью лег на местные власти. Это тоже проблема. Перечисление можно продолжить.

Местной власти нужно искать возможности для решения проблем. В том числе - и в согласовании с Москвой. Ведь ЗАТО выполняют общегосударственные функции. Пока с города не снят статус закрытого административно-территориального образования, государство не откроет эти территории. Значит, нужно исходить из реальной ситуации. Заниматься не несбыточными проектами, а конкретной работой. Активизировать местные возможности и вести деловой конструктивный разговор с областными и федеральными властями.

Игорь ЯГУПОВ