Наш разговор с депутатом областной думы Валерием ГОРИНЫМ состоялся накануне знаменательной даты в его жизни. Сегодня ему - 55. Поэтому и говорили мы не столько о работе возглавляемого им комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности, а просто «за жизнь».

- Обычно юбилейные даты являются поводом для подведения итогов. Валерий Иванович, а вы итоги подводите?

- Конечно. Если говорить о здоровье - особых проблем нет, не унываю, жизнь интересная, загруженная. Годы на плечи не давят, и их груза я не ощущаю. Но 55 - это серьезный возраст, тот возраст, в котором с человеком считаются, потому что у него за плечами определенный багаж знаний, богатый жизненный опыт.

Если говорить о пройденном пути, свою жизнь я разбил бы на три этапа. Первый - как и у всех, когда человек становится на ноги, готовит себя к большой жизни: школа, получение высшего образования, спорт, друзья, служба в армии, когда человек к 20-25 годам получает то, что ему необходимо для дальнейшей жизни.

Этот этап у меня был очень интересный. Я не скучал, никогда не был один: после школы - техникум, после техникума - армия, потом работа и учеба в Ленинградском горном институте. Жизнь была очень бурной, динамичной. Кроме того, всегда участвовал в общественной работе - до 25 лет был комсомольским вожаком, возглавлял комсомольскую организацию - и маленькую, и большую.

Второй этап - это уже более серьезная, более плодотворная жизнь. Появилась семья, пошел карьерный рост. Могу сказать с удовлетворением - моя карьера на производстве удалась.

- А по производству вы не скучаете, не жалеете о том, что пошли по общественной линии? Профессия ваша вам нравилась?

- Да, очень нравилась. Я обогатитель и горный инженер-механик по образованию. Работал на объединении «Апатит», прошел все производство на обогатительных фабриках.

Так вот, как производственник я состоялся, работа мне очень нравилась, захватывала меня. Вдобавок я поднимался по карьерным ступенькам: мастер, начальник смены, начальник отделения, начальник цеха, начальник отдела, директор по производству, директор обогатительного комплекса. Причем, работая в каждой должности, выкладывался полностью. Тогда мобильных телефонов не было, мы пользовались рациями, так вот, рация всегда была при мне. Раньше 20-21 часа домой с работы не уходил, и не потому, что кто-то меня там держал: я сам понимал, что нужен там, нужно поработать в дневное время - с людьми, а вечером - подготовка к следующему дню и работа с документами. Уходя домой и даже ложась спать, рацию всегда держал под боком, потому что должность директора по производству предполагает постоянное участие - мало ли что произойдет, через диспетчера найдут тебя, с тобой советуются, какое принять решение: то ли аварийная ситуация, то ли еще что-то.

- То есть, работа хлопотная, беспокойная...

- Абсолютно верно, но она позволяла ощутить свою нужность, востребованность. Всегда связывал и сегодня связываю себя с ОАО «Апатит» - это то предприятие, которое сделало меня настоящим человеком. Ну, или просто человеком, чтобы не произносить громких слов. Это то предприятие, где я вырос, познал жизнь, познал трудности и понял, что такое производство, как создаются материальные блага. А на объединении «Апатит» работа, я вам скажу, очень сложная - это горняцкий труд, труд обогатителей, автомобилистов, энергетиков. Комбинат в комплексе включает в себя более 100 профессий.

- У меня на языке вертится вопрос: если вы столь успешно себя реализовали, и даже сейчас по тону чувствуется, с какой любовью и ностальгией об этом говорите, зачем вы пошли в депутаты?

- Это была не моя инициатива. Так случилось, что нужно было от объединения «Апатит» кого-то направить в большую политику - то есть в областную думу. Решение принималось на совещании руководства «Апатита», и ставка была сделана на меня. Почему? Думаю, потому, что я был узнаваемый, достаточно уважаемый человек и в Кировске, и в Апатитах. А выборы нужно было выигрывать! Конкуренты были сильные. Могу сказать, что, когда я первый раз избирался, среди конкурентов был, например, Михаил Васильевич Антропов - нынешний апатитский мэр.

Правда, было единственное небольшое лукавство. Изначально принималось решение, что я продолжу работать на производстве, а депутатом буду на непрофессиональной основе, то есть без отрыва от производства. Буду, мол, ездить в Мурманск на сессии, заниматься документами, вести прием. Но когда избрался, и трех месяцев не прошло, как я понял: быть депутатом и не находиться постоянно в думе, не работать на месте - неправильно. По моему мнению, дума должна на 100 процентов состоять из депутатов, работающих на штатной, профессиональной основе. Депутат, который постоянно находится на производстве, - это, как бы сказать помягче, ненастоящий депутат. У него голова болит и все мысли направлены на выполнение тех задач, которые перед ним ставит руководство. Депутатство получается «по остаточному принципу».

- Понятно, что быть депутатом - большая нагрузка. Ведь это не только законодательная деятельность как таковая, а еще и прием граждан, поездки в округ, постоянная работа с избирателями.

- Депутатская работа - третий период моей жизни - продолжается до сих пор и предполагает очень серьезную работу. Да, избраться сложно, но почетно: тебе доверили. Мой округ большой. Первый раз я избирался по Кировско-Полярнозоринскому округу: три крупных города нашей области. Второй раз - округ включает в себя Кировск, Апатиты и Терский район. Это еще больше и по территории, и по численности населения. Когда депутат избирается дважды - это уже оценка населением его работы. Если плохо работаешь, тебя второй раз не изберут.

- Для тех читателей, кто, может быть, не знает, подчеркну, что Валерий Горин оба раза избирался не по партийным спискам, а исключительно персонально - по мажоритарному округу.

- Совершенно верно, по мажоритарной системе. Хотя второй раз мог избираться не по мандату, а по списку. Когда я стал депутатом впервые - в третьем созыве, - через год мне предложили возглавить региональное отделение партии «Единая Россия». Параллельно с депутатскими обязанностями работал секретарем четыре года. Во второй раз я избирался по мандату, но в то же время входил и в список «Единой России» под номером 4, а фактически - под первым номером. Вы помните, что первым значился губернатор, вторым - мэр Мурманска, третьим - член Совета Федерации. Все они в облдуму не пошли - они призваны были усилить список единороссов и передали свои мандаты тем членам партии, кто шел далее по списку.

Ну а я как секретарь и депутат шел четвертым номером, то есть практически мог не заниматься в округе выборной кампанией, а, предположим, уехать в отпуск - единороссовский список и так имел прекрасные шансы. Мог, ничего не делая, после выборов все равно проснуться депутатом. Но от такой сомнительной участи я отказался сознательно. Для меня было важно избраться по мандату. Конечно, важно это было и для моих товарищей, включенных в партийный список: победив по мандату, я уступал место в списке кому-то другому.

- Наверное, это важно и для авторитета «Единой России» в нашем регионе?

- Абсолютно верно. В то время, да и сейчас, это важно для авторитета партии. Мое имя в округе связывают с партией «Единая Россия». Кстати, когда я возглавил региональное отделение, оно было, прямо скажем, слабым, среди партийцев бытовало какое-то внутреннее недопонимание. Многие даже враждебно были настроены друг к другу в борьбе за кресло секретаря - я это сразу почувствовал. За место боролись 2 или 3 группы. Тогда, в 2003-м, численность регионального отделения была 1000 или 1100 человек. Через 4 года численность достигла 8 тысяч. По-моему, она и сегодня примерно такая же.

Работа также была очень интересная. Благодаря партийной работе я узнал всю область. Если как депутат я бывал только в своем округе, то как секретарь регионального отделения побывал везде: в ЗАТО, в отдаленных поселках. Область узнал очень хорошо - это один из плюсов партийной работы.

- Получается, партийная работа помогала в вашей депутатской деятельности - вы смогли более широко взглянуть на те или иные законопроекты, глубже их проанализировать...

- Да, стало возможно более широко оценить состояние дел в области, уровень жизни населения, давать более взвешенную оценку при принятии тех или иных документов. Кроме того, партийная работа сделала меня более мудрым, более опытным политиком. Ведь в любой партии присутствует внутрипартийная борьба. Были и негативные моменты. Сейчас они меня уже никак не будоражат, но в свое время бывало обидно и больно. Познал, что такое предательство, обман, когда люди смотрят тебе в глаза и говорят одно, а делают другое. Увы, предательство в политике - самая неприятная вещь. И, увы, самая распространенная. Работа в партии меня в большей степени закалила.

- Давайте вернемся из политических сфер к основному содержанию депутатской работы.

- Да, работа депутата многогранна. Постоянно нужно бывать в своем избирательном округе, чтобы знать те проблемы, которые надо решать на областном уровне. Как их узнать? Это, во-первых, приемы граждан, которые я провожу постоянно. Также важно постоянно встречаться с руководством городов и района, с депутатами местных советов. И обязательно с местной элитой - руководителями крупных предприятий.

В 4-м созыве мне доверено руководство комитетом по экономической политике и хозяйственной деятельности. Это ставит передо мной более масштабные задачи, но и налагает большую ответственность. Кроме того, я являюсь членом парламентской ассоциации Северо-Запада России. Иногда доводится и выезжать в Государственную думу, участвовать в заседаниях ее комитетов, «круглых столах».

За 3 года работы в 4-м созыве по линии нашего комитета было разработано и принято 20 законов. Назову лишь несколько из тех, что разрабатывались с моим личным участием. Например, изменения в статью 5 закона о транспортном налоге. По моей инициативе вводились льготы для некоторых категорий граждан. Также мной вносился закон о размещении объектов игорного бизнеса. Еще один интересный закон - о государственной поддержке развития туризма. Закон о градостроительной деятельности. Очень серьезный закон, которого не было раньше и который ждали, - об организации транспортного обслуживания населения. Он принят, но мы продолжаем над ним работать.

- Как раз об этом хотел вас расспросить. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом документе.

- Пока мы не настолько богаты, чтобы каждая семья имела свой автомобиль. Так что общественный транспорт - одна из важнейших сфер деятельности региональной власти и муниципальных образований. Но закона об этом у нас в области не было, а он нужен для того, чтобы определить взаимоотношения перевозчиков с руководством муниципальных образований и Мурманской области на уровне договоров.

В последнее время пассажирский транспорт бурно развивается в секторе малого предпринимательства. Появились автобусы малой вместимости - всем известные «газели», которые берут на себя некоторые маршруты и перевозят граждан. В условиях стопроцентного госсектора нужды в законе не было Но условия изменились - пришел рынок. Данный закон призван регулировать отношения в этом секторе рынка, в том числе убирать недобросовестных перевозчиков с улиц, иначе можно скатиться к анархии: любой, кто захочет, купил «газель», поставил любой номер маршрута - и поехал перевозить! А ведь это связано с опасностью для жизни граждан.

Поэтому кроме отношений «перевозчик - руководство городов и области» закон предполагает регулировать отношения «перевозчик - пассажир»: какие технические условия должны быть в автобусах, регулярность выхода на линию, маршрут, состояние водителя, заключение и расторжение договоров. Все это заложено в закон. Он принят примерно год назад. Тогда же мы договорились в конце 2009 года собрать «круглый стол» и посмотреть, какие появились замечания.

Замечаний выявлено очень много. Мы их собрали, систематизировали и будем в виде поправок вносить в закон. Решено создать рабочую группу, которая и подготовит законопроекты о необходимых поправках.

Те, кто давно работает депутатами, не раз слышали и сами повторяют истину - нет совершенных законов. Любой принятый закон нужно отслеживать и совершенствовать. Условия жизни меняются, следом нужно менять и законы.

Взять хотя бы тот же закон о транспортном налоге. Последняя моя инициатива - уменьшение налоговых ставок для граждан. Не все тогда меня поддержали, и мы пошли по другому пути - улучшить положение отдельных льготных категорий: многодетных семей, инвалидов, пенсионеров, бывших военнослужащих, а также пенсионеров иных силовых структур. Эти категории граждан выделили, и они сегодня имеют льготу.

Сейчас работаю над тем, чтобы уже в апреле внести еще одну поправку, дающую льготу. Сегодня пенсионеры по возрасту платят по минимальной ставке (1-1,5 руб. за л/с), если их автомобиль не мощнее 150 «лошадок». А я хочу предложить коллегам-депутатам и губернатору, который в конечном итоге подписывает законы, для всех пенсионеров по возрасту применять льготную ставку независимо от потолка мощности.

В области есть профессии с неплохим заработком: горняки, металлурги, моряки. Они имеют возможность купить дорогой и мощный автомобиль, пока работают. Но когда выходят на пенсию, содержать мощную машину накладно. Зачем заставлять такого пенсионера продавать любимую «ласточку»? Почему бы не дать ему такую же льготу? Ведь он заработал этот автомобиль!

А еще я убежденный сторонник федеральной инициативы взимать транспортный налог не с мощности двигателя, а заложить его в стоимость топлива. Очень болею за прохождение этой инициативы в Госдуме. Ведь такой закон решит многие проблемы, и не надо выделять никаких льготников. Система простая: ездишь - платишь, не ездишь - не платишь. Ведь многие пенсионеры ездят только летом, а платить вынуждены за весь год.

- Но вернемся к вашей «полукруглой» дате. Традиционный вопрос о планах, перспективах.

- Да, две пятерки. Не припомню такого, чтобы я не строил какие-то планы. Всегда есть цель на ближайшие месяцы, ближайшие годы, может быть, даже на 5 лет вперед. Самый главный план - чтобы моя семья была счастлива, чтобы дети не болели, любили меня, чтобы в семье царили мир и согласие. Вот самое главное и на ближнюю, и на дальнюю перспективу.

Что касается меня как политика и депутата, то планирую через 2 года опять баллотироваться в областную думу. Если, конечно, избиратели - жители Кировска, Апатитов, Терского района - меня поддержат. С Севера никуда не собираюсь уезжать, хотя дети живут в Санкт-Петербурге, зовут, но я в ближайшие 5 или 10 лет себя там не вижу. Есть силы и желание работать здесь.

Первое - остаться в качестве депутата областной думы. Второе - возможно, буду баллотироваться на должность мэра Апатитов. Пока я это со счетов не сбрасываю. Полтора года назад уже баллотировался, но по независящей от меня причине снял свою кандидатуру. А шансы стать мэром у меня тогда были очень большие.

- Многие помнят ту политическую интригу, связанную с фигурами, которых уже нет в области.

- Ведь я к этому серьезно готовился, считаю, что и сейчас готов. Опыт хозяйственника у меня есть, опыт политика, опыт взаимодействия со статусными персонами - теми, от кого зависит принятие решений, значимых для муниципального образования. Понимаю, что моего желания мало. Нужно желание горожан, общественности Апатитов. Нужно желание партийной организации, разумеется, желание губернатора не сбросишь со счетов - ведь избранному мэру предстоит тесно работать с главой региона. Если все это сойдется в один вектор, может быть, попытаюсь еще раз баллотироваться в мэры города Апатиты.

- Что ж, Валерий Иванович, остается только пожелать вам успеха, а также поздравить с вашими двумя пятерками.

Фото: Ещенко С. П.
Депутат областной думы Валерий Горин
Беседовал Игорь КАТЕРИНИЧЕВ