Заместитель председателя областной думы Лариса Александрова входит во фракцию «Единая Россия». В эти дни выборы, прошедшие 14 марта более чем в двух десятках муниципалитетов области, до сих пор у всех на слуху - где-то был и второй тур на выборах глав. Поэтому и разговор мы начали с этой темы.

- Лариса Сергеевна, ваш округ находится в Мурманске, а в областном центре выборов в этот раз не было.

- Тем не менее, мы мимо выборов в области не прошли, этот вопрос был весьма злободневным и обсуждался на фракции. Кроме того, все депутаты были закреплены за определенными муниципальными образованиями и курировали прохождение выборной кампании. Не секрет, что есть относительно благополучные районы, где более-менее все стабильно, а есть и такие, которые представляют из себя определенную остроту.

В процессе выборов очень резко высветилась проблема моногородов. В частности в Ревде. То, что там получила преимущество «Справедливая Россия», - это не потому, что «Единая Россия» ослабила позиции, а потому, что проблема настолько обострена - и в том числе за счет кризиса, - что ее не решишь в 30 секунд, она требует очень больших вложений и очень серьезного подхода - и оппозиционные партии очень легко на этом играют и нередко побеждают. Таков всегдашний политический прием всех оппозиционных партий.

Ну победили - пусть работают, теперь самым главным будет результат. Людям все равно, будет это «Справедливая Россия» или «Единая Россия». Главное, чтобы было нормальное будущее.

- А каков был ваш «подопечный» округ?

- Если говорить обо мне, то я была закреплена за выборной работой фракции ЕР в Полярных Зорях. Это тоже моногород, но он стабилен, потому что градообразующее предприятие - Кольская АЭС - успешно работает. Но тем не менее не скажу, что там все было заранее предрешено. Шла серьезная политическая борьба.

Результаты выборов показали, что партия «Единая Россия» сегодня имеет там достаточно стабильный результат. Главой в первом туре выбран действующий мэр, единоросс Николай Голдобин. Он победил с результатом свыше 56 процентов голосов. В совет выбраны депутаты-»медведи» - они заняли 11 мест из 15.

Я считаю, это весомая победа, потому что там очень активно работало местное отделение партии. Мне очень понравились подготовленные ими агитационные материалы, задумки у них очень интересные. Поэтому народ пришел, проголосовал, и это очень хорошо.

С точки зрения оценки того, как действовали другие оппозиционные партии в период выборов, хочу сказать, что действия были неоднозначные. Очень серьезно раскачивался вопрос предоставления жилищно-коммунальных услуг, и это понятно. ЖКХ - это та площадка, на которой всегда можно вызывать интерес населения, недовольство у людей есть, и мы все эти острые моменты прекрасно знаем: плохое качество услуг ЖКХ, непонятная, непрозрачная тарифная политика, работа управляющих компаний, рост квартплаты - все это вместе вызывает у людей массу вопросов.

Председатель Госдумы и Высшего совета партии ЕР Борис Грызлов вышел с предложением во всех регионах выяснить, как обстоят дела с ЖКХ, где идет неконтролируемый рост тарифов на отопление и ЖКУ. Это говорит о том, что правящая партия держит ситуацию под контролем.

- Председатель облизбиркома Анатолий Саренко отмечал, что эти выборы - одни из самых «грязных» за последние 15 лет. Пришлось ли вам в Полярных Зорях столкнуться с какими-то проявлениями «грязных» предвыборных технологий?

- Таких, как, например, в Кандалакше, в Полярных Зорях не было. Там избирательная кампания проходила относительно чисто. Что касается других муниципальных образований - я знаю, были применены некорректные политтехнологи, несмотря на то, что у нас есть договоренность действовать корректно. В Заозерске очень прицельное внимание было к «Единой России», в Ревде тоже применялись не самые лучшие методы, ну и Кандалакша, которая прогремела на всю область.

- Как мне показалось, внимание депутатов к выборам можно было почувствовать и по некоторому снижению их активности в областной думе. Вроде бы и комитеты в этот период не заседали, и законопроектов не так много рассматривали.

- Не соглашусь с этим. Дума ведь работает не от звонка до звонка. План работы верстается независимо от того, есть выборы, нет ли, на первое место всегда выходит законодательная деятельность - то, к чему мы призваны.

Заседания комитетов проходили достаточно равномерно. Другое дело, что месяц от месяца отличается - иногда бывает насыщенный законопроектами период. Ведь не только мы готовим проекты законов, готовят их правительство, прокуратура, другие субъекты права. Иногда накапливается несколько законопроектов, подчас комитеты собираются и по два раза.

На март как-то так выпало относительно спокойное время. Получился сравнительно большой перерыв между заседаниями думы. Не забывайте, что в феврале у нас рассматривался достаточно серьезный вопрос о монетизации натуральных льгот, которыми пользуются определенные категории населения.

- Кстати, я присутствовал на комитете, обсуждавшем этот документ. Как раз вы проявили наибольшую активность при его обсуждении.

- И я скажу почему. Потому что, когда я с людьми встречаюсь, вижу, что они уже испуганы неудачными примерами прошедшей монетизации и боятся, что сейчас возникнет аналогичная ситуация. Здесь иногда каждая мелочь играет роль. Вот вопросы, которые задают мне на встречах или приемах избирателей: не получится ли, как несколько лет назад, когда состоялся «первый блин комом». Не получится ли опять то же самое? Мы надеемся, что не получится.

- Убедил ли вас на заседании комитета Валерий Палькин, замминистра здравсоцразвития?

- Да, убедил, но меня беспокоит несколько иное. Сегодня нет четко отработанной системы взаимодействия между органами социальной защиты населения, управляющими компаниями и контрольными функциями муниципалитетов. Потому что бабушка-пенсионерка знает два пути: ЖЭУ и расчетные центры. Если там будет четко все отработано, если работники управляющих компаний будут понимать, куда им звонить или направлять этого человека, то все будет хорошо. Не будет этого - возникнет весьма неприятная ситуация.

- Сейчас вы затронули очень важную тему. Порой складывается ощущение, что Госдума и правительство с принятием Жилищного кодекса во многом сбросили проблемы изношенного жилищного фонда на плечи самих жильцов, при этом, не проведя достаточной предварительной подготовки, капитального ремонта. Многим кажется, что сейчас у муниципалитетов нет действенных рычагов влияния на управляющие компании, которые являются коммерческими предприятиями и плевать хотели на горсовет с мэрией вместе. У вас есть опыт работы заместителем председателя совета депутатов города Мурманска. Расскажите, пожалуйста, о своем видении этой проблемы.

- Соглашусь с вами и приведу такой пример. Недавно проводилась конференция, подготовленная некоммерческим партнерством «Российское теплоснабжение» и фракцией «Единой России» в Госдуме по проекту федерального закона о теплоснабжении. Этот проект прошел первое чтение, и для его обсуждения на конференцию пригласили представителей регионов, депутатов, чиновников исполнительной власти - лиц, непосредственно работающих с теплоснабжением, - чтобы перед принятием проекта закона во втором чтении определить болевые точки. К этому проекту из регионов поступило около 2 тысяч поправок. Создана рабочая группа из компетентных специалистов, работающих в этой отрасли. И все же сегодня пока нет четкого понимания, как наладить взаимодействие теплоснабжающей организации с управляющей компанией, как организовать контроль муниципалитетов.

На конференции прозвучало предложение о том, что нужно вносить изменения в Жилищный кодекс, и какие именно. Теплоснабжающая организация должна напрямую заключать договоры с управляющими компаниями на теплоснабжение. Сейчас УК не несет ответственности за теплоснабжение населения.

На конференции также говорилось о роли саморегулируемых организаций, которым надо отвести свою роль в упоминавшемся законопроекте. Сейчас СРО появились только в строительстве. Но ведь они могут создаваться в разных отраслях.

О роли муниципалитетов. Действительно, сегодня в Жилищном кодексе этот момент недостаточно четко прописан. Муниципалитеты не имеют права контроля за работой УК. Полагаю, что это неправильно. Должны быть внесены поправки, регулирующие механизм контроля. Но и сейчас, поскольку в управляющих компаниях есть процент муниципального жилья, собственник в лице муниципалитета в какой-то степени может вмешиваться в процесс работы УК.

Возможно, эти вопросы стоит обсуждать советам депутатов и потом выходить к нам с предложениями. Но это вопрос очень сложный, он, конечно, требует большой работы. Теоретически можно выйти в Госдуму с законодательной инициативой, рассмотренной и одобренной другими субъектами Федерации, но практически к этому вопросу нужно очень серьезно подходить.

- Получается, как обычно у нас: телегу поставили впереди лошади?

- Пожалуй, именно так. Но радует, что в последнее время наши федеральные законодатели начинают понимать, что принятый Жилищный кодекс не есть догма. Я считаю, что там очень много недоработок, и естественно, их нужно устранять. А с точки зрения формирования тарифов - сейчас над ними тоже ведется очень серьезная работа, и мы, депутаты, за этим очень внимательно следим, мимо думы это не проходит.

Слава богу, в Мурманской области все более-менее нормально, в других областях хуже - я наблюдаю за ситуацией. Конечно, там где берут и повышают тариф на 70 процентов - это просто предельно. Но теперь, как мы знаем, вице-премьер Дмитрий Козак поставил задачу, чтобы рост тарифов не превышал 25 процентов.

- Еще одна важная грань работы депутатов - прием населения. Проблемы ЖКХ наверняка составляют львиную долю вопросов, с которыми идут к депутату. К вам «народная тропа» не зарастает? С чем идут люди? Удается ли помочь?

- В шкафу моего кабинета - шесть толстенных папок полностью забиты обращениями за три года. Я их не считала, скажу только одно: по данным статистики, которая ведется в думе по обращениям граждан, 9 процентов от общего числа обращений - ко мне. Полагаю, что это высокий показатель, если сравнивать количество обращений к 32 депутатам областной думы.

Вы совершенно правильно заметили, что 90 процентов обращений - по поводу жилищно-коммунальной сферы. Хочу сказать так: наверное, еще не все поняли, что ответственность за свое жилье, которое мы приватизировали, лежит на нас. Если люди среднего возраста понимают, что они купили или приватизировали жилье и за него должны отвечать, то пенсионерам это объяснить очень сложно.

Конечно, я все равно не оставляю без внимания эти обращения, пытаюсь помочь. Даже хотя бы направить этих людей в отдел поддержки по оказанию социальной помощи при комитете по здравоохранению. Там оказывают адресную помощь населению. Иногда обращаешься к предпринимателям - но это, конечно, редко, поскольку очень трудно до них достучаться. Хоть редко откликаются, но и такие методы не сбрасываю со счетов.

В большинстве случаев пытаешься объяснить, что по какому-то вопросу могу помочь, а уж, к примеру, вопросы косметического ремонта в приватизированной квартире - дело частное. Были обращения, касающиеся, предположим, ремонта подъезда, причем даже не по моему избирательному округу. Написала обращение в УК «Жилцентр», сделали ремонт, люди довольны.

Хочу вот на что обратить внимание. Сейчас люди активизировались с обращениями по поводу уборки мусора, уборки снега. В последнее время ко мне была масса обращений по вывозу мусора после снегопада. Если вы пройдете по всем округам, то увидите, что мусора, особенно крупногабаритного, - выше крыши. Я связалась с руководителями основного у нас предприятия по вывозу мусора и попросила прокомментировать ситуацию. Мне же надо людям что-то отвечать!

Основные жалобы - по «Жилцентру». Не хочу выделять какую-то УК, просто говорю, по кому было больше всего звонков.

Как пояснили в компании, у них на обслуживании 215 домов УК «Жилцентр». За три месяца текущего года эта УК не перечислила средства на вывоз мусора.

- Надо пояснить, что за чистоту на дворовых территориях отвечают управляющие компании.

- Спрашиваю, разве нет никаких рычагов воздействия за неуплату? Оказывается, нет. Говорят, мы вывозим, сколько можем. Понятно, что фирма несет расходы - бензин, зарплата, амортизация основного оборудования, плата полигону отходов. Я это понимаю, но ведь есть комитет по развитию городского хозяйства, который может повлиять на УК, есть у них рычаги воздействия, пока их не лишили.

То же и по вывозу снега. Ведь мусор почему скопился? Потому что не вывозили снег, к площадкам с мусорными контейнерами было невозможно подъехать. Много обращений и по поводу того, что не чистятся улицы. Тут сразу скажу: а машины, которые стоят на улицах? Невозможно убрать улицы, на которых брошены автомобили, и воздействовать на людей, кроме как убеждением, больше ничем невозможно. Думается, здесь тоже надо бы активизироваться законодательной власти и этот вопрос поднять.

Много обращений идет не только с приемов, но и из общественной приемной партии «Единая Россия». Там меньше 10-12 человек в день не бывает на приеме. Причем порой сразу два депутата работают. Люди приезжают со всей области. Один из серьезных вопросов сейчас - плата за электричество в местах общего пользования в многоквартирных домах. Люди не понимают, почему должны платить такие суммы, и объяснить им очень трудно. Может быть, нужен дифференцированный подход, какая-то особая методика, но нельзя огульно подходить к этой проблеме.

Еще один важный и актуальный вопрос - о включении лифтовых кнопок 2-го этажа. Почему жители второго этажа не могут пользоваться лифтом? Есть ведь пожилые люди, которым трудно даже на 2-й этаж подняться. Я уже обратилась в совет депутатов Мурманска, чтобы они рассмотрели этот вопрос.

- В советское время жители вторых этажей не платили за лифт, а сейчас за него платят даже те, кто живет на первом.

- Да, платят все, но такой подход избирательности в праве пользования лифтом - это просто безобразие и ущемление прав жильцов. Вот это наиболее крупные и частые вопросы, с которыми обращаются к депутатам граждане.

Также весьма болезненна тема переселения из ветхого и аварийного жилья, по этому поводу также много обращений. На каждое из них мы реагируем сразу же, потому что понимаем: человек уже прошел все инстанции. Когда он прошел семь кругов ада, и везде ему только обещали, он приходит в региональную общественную приемную «Единой России». В партийной приемной очень жесткая ответственность за каждое обращение. Соответственно, стараешься жестко спросить и с исполнительной власти. Не могу сказать, что дело сдвигается очень быстро, потому что ветхого и аварийного жилья в Мурманске очень много, а программа переселения сегодня застопорилась.

В некоторых случаях находятся пути решения - переселение людей в маневренный фонд или предоставление жилья. Но всего маневренного фонда, конечно, не хватит, и свободного жилья в городе мало. Нужно работать, находить средства, несмотря на то, что денег нет, - их никогда не будет! Вопросы строительства надо обострять. Ведь и нынешний жилфонд ветшает. Считаю, что надо на уровне муниципалитета решать вопрос об активизации строительства социального жилья в Мурманске.

Беседовал Игорь КАТЕРИНИЧЕВ