Вячеслав Алексеевич Попов, адмирал, бывший командующий Северным флотом, представляет нашу область в Совете Федерации Федерального собрания РФ с января 2002 года. Он - член комитета по обороне и безопасности, председатель комиссии по национальной морской политике. Попов остается нашим земляком не столько по статусу, сколько по глубокой душевной привязанности к Кольскому краю. И все, что связано с этой суровой землей, а главное - с ее жителями, он считает в своей работе первоочередным и обязательным для исполнения. Вячеслав Алексеевич приезжает в Мурманск не реже одного раза в месяц, старается присутствовать на заседаниях областной думы, быть в курсе всего происходящего. Во время одного из таких визитов он и дал это интервью нашей газете.

- Вячеслав Алексеевич, вы - человек морской. Давайте с этой главной для вас темы и начнем наш разговор...

- При всех сложностях и потерях времени, неповоротливости нашей системы я глубоко верю, и эта вера базируется на реальной оценке обстановки, что будущее нашего края связано с морем: арктический шельф, Северный морской путь, Мурманский транспортный узел… Основа для всего этого есть и даже средств дополнительных не требует. Нет больше нигде в мире места, подобного Мурманскому порту по его глубоководности, свободному выходу в Мировой океан без кем-то контролируемых проливов, защищенности... Прибавим еще Гольфстрим, оберегающий его воды от замерзания… Природой все это богатство возможностей нам подарено.

Я связан с морем практически всю свою сознательную жизнь. Сейчас возглавляю комиссию по национальной морской политике. При ней сформированы экспертные советы в области морского и речного транспорта, освоения Мирового океана, судостроения и судоремонта, в которых работают лучшие ученые и специалисты. Сегодня морская тематика, на мой взгляд, обретает особую значимость во всех аспектах. Необходимо, в частности, создавать нормальные условия работы для наших рыбаков. Удивляет какое-то странное и совершенно неразумное стремление «ободрать» своих же.

- Сделать так, чтобы был «нужен им берег турецкий»…

- Точнее - норвежский. Там все намного быстрее, дешевле и при этом проще и комфортнее. У нас же фискальное законодательство доведено до степени совершенства, только, к сожалению, в отрицательном смысле.

- Такая ситуация вроде бы никого не устраивает: ни рыбаков, ни власти, во всяком случае региональные... Тем не менее, как говорится, «воз и ныне там».

- Не совсем так. Ситуация все же потихоньку меняется в сторону защиты интересов наших рыбаков. Но, увы, слишком медленно. Наше законодательство, налоговая политика лишены гибкости и не способствуют созданию условий для развития, порой отбивают желание заниматься той или иной деятельностью. Первые лица государства говорят правильные вещи. Но как только дело доходит до исполнения, идея губится на корню. Например, закон о портах не могли принять 9 лет! Наконец-то он принят. Теперь на очереди закон об особых экономических зонах.

Или еще пример: сегодня 90 процентов судов всего торгового и рыболовецкого флотов России ходят под чужими флагами. При этом, естественно, значительная часть налогов и других платежей уходит к хозяевам этих флагов. А чтобы над Мировым океаном реяли российские триколоры, необходимо реальное действие закона о втором международном реестре судов. Но нет нормальных подзаконных актов к нему. Правительство должно разработать постановление и установить такой порядок платежей, чтобы наши флаги вернулись на свои места. Прошло четыре года, а этого нет. Закон нормальный, а вот подзаконные акты его загубили. Один из выходов, на мой взгляд, в принятии законов прямого действия, которые не требовали бы подзаконных актов и не допускали свободного их толкования. Тогда их и загубить будет нельзя. И работать такие законы могут сразу. Правительство же порой по тем или иным причинам не издает подзаконные акты по нескольку лет. Нужный закон оказывается, что называется, под сукном.

- Как-то все уж больно мрачно звучит. Неужели никаких надежд на улучшение ситуации?

- Надежда есть всегда. И не все так мрачно. Например, до 2006 года морская тематика вообще была в загоне. Только в 2007-м начались какие-то подвижки. До этого времени в ежегодном послании президента страны Федеральному собранию морская тема не звучала вообще. А в 2007-м были обозначены пять позиций, связанных с морем, и главное - судоходство, судостроение, порты… Прежде всего стали уделять внимание развитию портового хозяйства и сразу же получили заметную отдачу. Несмотря на разразившийся мировой экономический кризис, наконец-то был превышен уровень советских времен по перевалке грузов. Удалось, в том числе и благодаря активному участию нашей комиссии, продлить сроки квот на вылов рыбы. Если раньше их выдавали всего на год, то сейчас - на 5-10 лет. То есть у рыбаков появилась возможность думать о перспективах. Теперь бьемся над тем, чтобы на рыбохозяйственные организации и индивидуальных предпринимателей, работающих в этой отрасли, распространялось действие закона о едином сельхозналоге. Сопротивляются этому и налоговики, и Минфин, как, впрочем, и внесению изменений в статью 149 Налогового кодекса по устранению противоречий в налогообложении судоремонтных предприятий, расположенных на территории портов. Там НДС взимается вопреки здравому смыслу на основе «буквы закона». А на наши обращения «нет» не говорят, но и «да» мы пока не услышали.

- Вы уже сказали, что наш порт получил толчок к развитию, и сразу же была получена заметная отдача: итоги его работы и успех рыбаков стали одним из главных положительных результатов в экономической сфере региона в условиях кризиса.

- Вот именно. Но мы на этом не останавливаемся. Совместно с губернатором, занимающим активную позицию, удалось наконец определиться с границами Мурманского порта. От решения этого вопроса очень многое зависит. Он тормозил любое движение вперед. Сейчас оно началось, но опять-таки медленнее, чем хотелось бы. Наша комиссия вместе с губернатором и областной думой продолжает активно работать в этом направлении. Наметился также положительный сдвиг в решении вопроса о создании особой портовой экономической зоны. Он рассматривался на комиссии по национальной морской политике РФ, которую я возглавляю. Губернатор Дмитрий Дмитриенко выступил там с докладом. В том заседании участвовали также замминистра транспорта, представители ряда других министерств и ведомств.

Кроме того, в 2009 году по инициативе нашей комиссии удалось решить вопрос по подготовке нового положения о выдаче морских дипломов. Прежде всего это важно для военных моряков, уволенных в запас. Грамотные, подготовленные специалисты с большим опытом работы в море, полные сил, оказывались не у дел. Военные дипломы «на гражданке» были недействительны, а гражданские они получить не могли из-за отсутствия правовой основы, нового положения.

- В то время, когда военная реформа высвобождает немало военных специалистов, еще не вышедших на пенсию, это имеет особое значение.

- Конечно. Их знания и силы могут принести немало пользы. А из-за неурегулированности вопроса это было невозможно. Мы хотели дать этим людям возможность быть востребованными. И вот с января положение готово и вскоре вступит в действие.

Теперь на согласовании в правительстве находится проект федерального закона о поддержке судостроения и судоходства, над которым наша комиссия работала совместно с министерством транспорта. Ели он будет принят, то даст заметное ослабление налоговой нагрузки на эти сферы с 36 до 24 процентов. Надеемся, что правительство примет положительное решение с учетом дальнесрочной перспективы, а не сиюминутной выгоды. Минфин обычно встает на сторону решений именно в пользу скорых, а не «длинных» денег. А ведь именно второй вариант направлен на развитие. Такая тенденция возникла еще в 90-е годы, когда даже через несколько месяцев после прямой постановки задач президентом страны они не выполнялись. А те, кто был за это в ответе, оправдывали свое бездействие отсутствием денег. И это считалось объективной причиной. Но принцип «Задачи - под деньги» ведет только к застою и стагнации. Деньги - это инструмент для выполнения задач и должны изыскиваться под их решение. А если ответственный не в состоянии найти средства, он должен освободить свое место.

- Но, мне кажется, и сейчас именно отсутствием денег чиновники всех уровней оправдывают все проблемы…

- Ситуация меняется, но опять-таки слишком медленно. Наша неповоротливая система не успевает за временем, а его назад не вернуть. Нужные решения долго принимаются, а принятые крайне медленно выполняются. Конкурентоспособность в итоге утрачивается. Это одна из главных наших болевых точек, общероссийская проблема.

- Недавно президент страны Дмитрий Медведев сказал, что со стороны западных стран наблюдаются попытки ограничить доступ России к разработке и освоению арктических месторождений. По словам президента, это недопустимо с правовой точки зрения и несправедливо с позиций географического положения и самой истории России.

- Да, к арктическому шельфу тянутся многие. Наша позиция такова: регулировать режим использования Арктики должно международное сообщество пяти приарктических государств: Россия, Норвегия, Канада, США и Дания (Гренландия). И мы будем твердо эту позицию отстаивать. Самый большой участок приарктического побережья - наш. Значит, и Северный морской путь должен быть под контролем Российской Федерации. Пользоваться им могут все страны мира по регламентам, определяемым законодательством Российской Федерации. Ведущая роль должна принадлежать России. И поэтому ни в коем случае нельзя ослаблять Северный флот - в мире уважают силу. С сильными договариваются, слабым диктуют.

Северный морской путь необходимо взять под контроль не на словах, а на деле. Когда-то этим занималась мощная организация, которая так и называлась «Севморпуть». Сегодня особенно нужна система обеспечения такого контроля на современном технологическом уровне. И еще раз повторю - Северный флот должен быть сильным и боеспособным. Он - гарант защиты наших интересов в Арктике…

- Мы говорим с вами о вашей государственной деятельности, о том, что вас в этом плане волнует. А что волнует и, главное, поддерживает сенатора, а прежде всего человека, отца, мужа, Вячеслава Попова?

- И еще - дедушку… Очень важный для меня статус. Вопрос одновременно и простой, и сложный. Все здесь у меня, как у всех. А главная опора человека в жизни - семья, родные и близкие ему люди. Для меня семья - вообще незыблемая основа всего, и прежде всего человеческого счастья. В русском языке дано очень точное этому определение: «за мужем». Если ты мужчина и взял на себя ответственность за женщину да еще за детей, - твоя обязанность до конца жизни этот долг выполнять. Готов признать, что у кого-то иначе складывается жизнь. Но для меня долг главы семьи - это железно. За развал семьи в ответе мужчина. И в любом случае это трагедия для детей, и они, пусть даже не очевидно, а в глубине душе, будут чувствовать себя обделенными. Это моя позиция. И меня всегда и во всем поддерживает моя верная спутница Елизавета Ивановна. Мы вместе шагаем по жизни уже более четырех десятков лет. Это самый близкий мне и очень надежный человек. У нас две дочери. Старшая со своей семьей живет в Вологде, младшая - в Гаджиеве, замужем за офицером-подводником. Особая радость и гордость - внук и внучка. Надеюсь, что внук вырастет настоящим мужчиной. Навсегда запомнил, как что-то делал в нашем доме на Вологодчине, а трехлетний внук бросился помогать мне нести доску. Я потерял из виду маленькую племянницу и спросил у дочерей, нет ли ее рядом с ними. В ответ услышал, что она маме на кухне помогает. Внук пробурчал, дескать, девчонки мамам помогают, а мужики работают. Сейчас ему идет семнадцатый год, учится в профтехучилище, мужским делом занят.

- Вы хотите, чтобы он служил в армии?

- Каждый мужчина должен пройти эту школу. А то растят сегодня многие из мальчишек «ребеночков», а надо - мужиков. И не комитеты солдатских матерей надо создавать, а комитеты солдатских отцов, тогда и солдаты солдатами будут, и «дедовщине» в армии не останется места. Отец с этого «деда» спросит за такой позор для фамилии: руку на более слабого поднять… Когда-то в классе, где моя дочка училась, мальчишки-пятиклассники после смены одного учителя начальных классов на учителей-предметников просто в разнос пошли. Класс стал неуправляемым, его собирались уже расформировывать. И тогда я предложил отцам комитет специальный создать, чтобы порядок навести. Через месяц этот класс образцовым по дисциплине стал. И не подумайте ничего такого: без всякого рукоприкладства обошлось.

Отцам надо роль свою отцовскую выполнять, на женские плечи всю ответственность не перекладывать. Тогда и будут мужчины расти, а не «ребеночки», которые потом и в семье, и в деле таковыми остаются.

Беседовала Юния ВАЛАМИНА.