Внеочередное заседание областной думы открылось вчера для обсуждения единственного вопроса повестки: о ситуации в системе образования Мурманской области. Докладчик - министр образования и науки Василий Костюкевич. Вопрос, как и само внеочередное заседание, инициирован фракцией «Справедливая Россия».

Министр рассказал о новой концепции образования до 2015 года, которую президент Дмитрий Медведев утвердил в феврале. По мнению Василия Костюкевича, у нашей области очень хороший задел. Например, нормативно-подушевое финансирование новая концепция предлагает ввести до 2013 года. Наш регион работает по этой системе с 2005-го.

Что касается работы по сокращению неэффективных расходов, то она, как отметил Василий Филиппович, шла неравномерно в разных муниципалитетах. В числе передовых он назвал Оленегорск, Мончегорск, Кандалакшу. В числе отстающих - Ловозерский район, Ковдор и Мурманск.

Федеральную методику расчета эффективности расходов Василий Костюкевич назвал не вполне корректной в отношении северных регионов - она не учитывает коэффициент и «полярки». Здесь министр вполне солидарен с мнением многих депутатов. Областные власти уже не раз обращались в Москву с просьбой о корректировке методики, но пока безрезультатно.

Министр также подчеркнул, что не будет мириться с понижением зарплат учителей, наоборот, по его мнению, есть условия для ее роста. Он предложил выяснить, куда идут в некоторых муниципалитетах субсидии областного бюджета, предназначенные на цели образования.

Если кратко резюмировать вопросы и выступления депутатов, можно выделить несколько самых болевых точек. Реорганизация и слияние школ. Проводить эту работу необходимо, она и так затянута во многих муниципалитетах области. Освободившиеся здания не выводить из системы образования, а сдавать в аренду, предположим, филиалам вузов, которых только в Мурманске чуть не три десятка.

Коррекционные школы - выводить из интернатной системы «родительских» детей. Проводить работу по организации инклюзивного обучения, то есть включения учеников коррекционных школ в обычные на базе коррекционных классов. Наполняемость коррекционных классов - особая статья. Министр сказал - сколько надо учеников, столько и будет: 5 - значит 5, 7 - значит 7.

По поводу реорганизации школы в Африканде депутатам, похоже, удалось передать министру свою озабоченность. Он пообещал лично заняться вопросом и поработать с муниципалитетом, чтобы не переводить среднее и старшее звено в Полярные Зори.

В перерыве состоялось заседание профильного комитета под председательством Рувина Трипольского. Члены комитета обсудили варианты проекта постановления. Их поступило два - от единороссов и справедливороссов. К эсеровскому варианту предложили свои дополнения и коммунисты. В итоге выработали общий компромиссный документ.

Он включает в себя, в частности, предложение правительству обратиться в Москву с целью изменения методики. Также рекомендовано принять меры для сохранения школы в Африканде. Другие рекомендации касаются выделения бюджетных средств, предусмотренных законом о бюджете, без необоснованных сокращений, индексации фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы по итогам первого полугодия 2010 года. Областному комитету по образованию предложено провести «круглый стол» на тему модернизации системы профессионального образования. Постановление принято единогласно.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ