Вопрос о внесении изменений в территориальную программу государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год был рассмотрен вчера первым в повестке дня заседания правительства, которое провел первый заместитель губернатора Сергей Смитюшенко.

Нужно сразу сказать, что корректировки в финансирование государственных обязательств перед пациентами нашей области сделаны в сторону увеличения. Так что беспокойство иных по поводу влияния того же кризиса на обеспечение работы лечебных учреждений, совершенно не оправданно.

- Это одно из ключевых направлений политики правительства России, и руководством страны изначально было определено, что вне зависимости от каких-либо кризисных явлений и финансовых сложностей государства социальные программы должны исполняться на все 100 процентов, - сказал Сергей Смитюшенко журналистам перед началом заседания. - В реальности, несмотря на кризис, они исполняются по нарастающей, в том числе и в Мурманской области. Ни одна программа в части обеспечения оказания медицинских услуг у нас не заторможена. Более того, в этом году мы увеличили их финансирование. И опять решаем вопрос об увеличении бюджетных ассигнований, насколько это возможно, несмотря на дефицит бюджета. Да, конечно, если где-то прибывает, то где-то и убывает, но есть приоритеты, и из них первоочередной для нас - социальное обеспечение граждан.

Так, на оказание бесплатной медицинской помощи населению области в текущем году предусмотрено 9 миллиардов 326 миллионов, в том числе за счет средств консолидированного бюджета - 4 миллиарда 340 миллионов, почти 5 миллиардов поступит из средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Заместитель руководителя министерства здравоохранения и социального развития Галина Богдановская в своем выступлении отметила, что по сравнению с ранее утвержденной программой госгарантий стоимость нынешней за счет бюджетных ассигнований увеличилась на 8,5 процента.

По территориальной программе оказания бесплатной медицинской помощи на одного жителя области - так называемый подушевой норматив - приходится 11 156 рублей. Увеличение этого показателя также составило 8,5 процента.

Впрочем, «потяжелела» программа и в силу объективных обстоятельств, вызванных изменениями в структуре территории области. В программу включен ряд муниципальных учреждений здравоохранения ЗАТО Александровск, в частности, родильный дом и городская поликлиника в Гаджиеве, в Полярном - центральная городская больница. Первоначально планировался их перевод в ведомство Федерального медико-биологического агентства, который не состоялся.

Помимо этого уточнены объемы помощи, оказываемой в целом по области как первичным звеном, так и стационарами. Что касается поликлиник, то цифры говорят о том, что их вклад в общий объем бесплатных услуг увеличен. В том числе за счет медицинской помощи, оказываемой в центрах здоровья, которые в этом году были открыты в ряде городов края, плюс работа вошедших в программу медучреждений ЗАТО Александровск. Однако и с их учетом в статистике - увесистая ложка дегтя: вклад поликлинической службы области на 5,7 процента ниже федерального норматива по оказанию данного вида медицинской помощи. Этот фактор, естественно, не остался не замеченным.

- Да, мы увеличили финансирование программы, и обязательство в целом по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью гарантируем. Но в представленных данных обнаружил, что областной норматив по оказанию бесплатных медицинских услуг в расчете на одного человека в год ниже федерального - и по стационарной и по амбулаторно-поликлинической службам. Совершенно очевидно, что здесь мы проваливаемся, - отметил Сергей Смитюшенко. - Объясняете это низкой укомплектованностью врачами. А ведь это ответственность министерства. Предлагаю подробно изложить конкретный план действий по решению этой проблемы по каждому медучреждению. В сентябре - к этому времени уже прибудут выпускники медвузов - заслушаем о достигнутых результатах. Ведь на фоне роста объема медицинских услуг и затрат на них положение, при котором данные нормативы в нашей области ниже, чем в Федерации, недопустимо сохранять. Ситуацию нужно исправлять.

Другой болевой точкой в обсуждении стала ситуация, сложившаяся в отдаленке, в частности, в Краснощелье. Дело в том, что из-за окончания срока действия лицензии на медицинскую деятельность здешней врачебной амбулатории, сельская больничка выбыла из числа учреждений, включенных в систему ОМС, и была переведена на содержание местного бюджета. По плану реформирования здесь должен быть ФАП - фельдшерско-акушерский пункт из расчета того, что в селе проживает около пятисот человек, причем из них 86 детей. Врача с прошлого года нет - он периодически приезжает из Ловозера, точнее прилетает на вертолете, поскольку другим транспортом туда не добраться. Из постоянных медработников на селе - две медсестры. Нет и ФАПа, который бы обеспечил оказание квалифицированной медицинской помощи, и трудно сказать, когда он появится. Поскольку вопрос упирается в то же лицензирование. Чтобы его пройти, нужны немалые средства, так как не решена проблема - строить новый объект либо ремонтировать тот, который есть.

- Людям совершенно без разницы, какой уровень власти должен принимать решение, - им нужна квалифицированная медпомощь, - подчеркнул Сергей Смитюшенко. - С сентября вопрос не решается, значит, нужно областную власть применить. Проблема должна быть решена.

Запланировано, что вопрос с Краснощельем будет рассмотрен в областном правительстве в самые ближайшие дни с участием всех заинтересованных сторон.

Есть и приятная новость - в целях улучшения качества оказания стоматологической помощи за счет средств ОМС для лечения всех групп населения включено применение более качественного пломбировочного материала - стеклоиномерные цементы светового отверждения. До этого они применялись только в бесплатном лечении детей до 18 лет.

В настоящее время начата подготовка к формированию территориальной программы на 2011 год, в которой по заверению специалистов объемы оказания бесплатной медицинской помощи и их финансовое обеспечение будут приведены к федеральным нормативам.

В повестке заседания было еще два вопроса. Административный регламент, упорядочивающий процедуру регистрации организаций в качестве центров техобслуживания контрольно-кассовых машин, вопреки ожиданиям не приняли. В частности, по предложению областной прокуратуры, у которой не было возможности ознакомиться с этим документом. Но не в последнюю очередь и потому, что в нем не было раздела, регламентирующего предоставления этой госуслуги в электронном виде. Впрочем, это недостаток большинства административных регламентов, как уже принятых, так и непринятых. Дело в том, что нет единой методологии их написания, которая бы учитывала все нюансы в трудном деле создания «электронного правительства». Об этом говорил докладчик по следующему вопросу - руководитель ГОУ «Многофункциональный центр Мурманской области» Сергей Мирошниченко. По итогам обсуждения его доклада был утвержден план подготовки центра к работе.

- Перевод государственных и муниципальных услуг населению в электронный вид очень востребован, - отметил, комментируя эту проблему журналистам, Сергей Смитюшенко. - Мы наметили в области до конца этого года перевести в электронный вид минимум четыре услуги, а в следующем году постараться перечень госуслуг, который определен правительством РФ, закрыть полностью.

«Мурманский вестник» подробнее расскажет об этой работе в одном из ближайших номеров.

Ольга НУРЕЕВА