Решение совета депутатов Мурманска от 3 июня об удалении в отставку главы города можно назвать уникальным. Ничего подобного ранее в истории заполярной столицы не было. Правовые последствия данного решения продолжают вызывать вопросы. Тем более что совет поручил своей постоянной комиссии по нормативному регулированию и контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления подготовить проект изменений в Устав города-героя Мурманска. Они касаются изменения действующей структуры городской власти и предусматривают совмещение должностей главы муниципального образования и председателя совета. Хозяйственной деятельностью в этом случае должен руководить назначаемый по конкурсу глава городской администрации - так называемый наемный сити-менеджер.

Действующее законодательство наделяет совет правом в случае удаления главы города в отставку назначить новые прямые выборы мэра либо внести соответствующие изменения в Устав. В средствах массовой информации председатель территориальной избирательной комиссии Владимир Шулаев отмечал, что у совета есть время, чтобы определиться с решением. Как подчеркивал председатель ТИКа, в связи с вступившими в силу в начале нынешнего года изменениями в законодательство о местном самоуправлении совет депутатов получил право в случае удаления главы от исполнения полномочий избрать нового главу муниципалитета из своего состава без проведения выборов совета депутатов нового состава.

Активная работа в этом направлении уже началась. Вчера под председательством заместителя председателя совета Алексея Либерова прошло внеочередное заседание комиссии по нормативному регулированию. На нем был представлен проект изменений в Устав Мурманска. Поправки затрагивают 43 из 83 статей Устава. Их принятие повлечет за собой следующие новации. Упраздняется должность председателя совета, его полномочия переходят к главе муниципального образования, избираемого из числа депутатов совета. Глава муниципалитета утратит право вето в совете, которым располагал до того. Администрацией будет руководить ее глава, с которым заключат контракт по итогам конкурса.

Главной идеей преобразований Алексей Либеров назвал жесткое разделение политической и хозяйственной функций в руководстве городом. Он также упомянул о назначении публичных слушаний для обсуждения данного вопроса.

Особо подчеркнул Алексей Семенович свое намерение разделить публичные слушания и заседание совета. По его мнению, следует сначала выслушать общественность, тщательно проанализировать предложения и замечания, полученные в ходе слушаний, и только после этого выносить подкорректированный проект на обсуждение депутатов.

По мнению инициаторов проекта, в изменившихся политических условиях не должно быть фигуры, влияющей как на политическую, так и на хозяйственную деятельность в городе. Возросшая роль политических партий просто не оставляет иного пути. По словам Алексея Либерова, политическая партия, завоевавшая большинство в совете, вправе избрать главу и таким образом взять на себя ответственность за все стороны жизни города.

Уже после заседания мне удалось задать Алексею Семеновичу несколько вопросов. Неясно было, в частности, как разрешится ситуация, если, скажем, изменения совет примет, а суд тем временем признает правоту мэра Сергея Субботина и восстановит его в должности. По мнению председателя комиссии, это не помешает ввести новации, а лишь несколько отсрочит их. При такой коллизии совет отодвинет срок вступления в силу уставных изменений. В том, что принимать их надо, независимо от сегодняшних конкретных лиц во власти и сегодняшнего городского партийного расклада, Алексей Либеров абсолютно убежден.

Пояснил депутат, почему выбрана форма публичных слушаний, а не, к примеру, референдум. На референдуме вопрос должен быть сформулирован слишком узко: «Да или нет?». Слушания предполагают более широкий разговор о структуре власти, полномочиях тех или иных органов и лиц, их взаимоотношениях.

- Односложного ответа мало, - считает Алексей Либеров. - Надо, чтобы население имело возможность проявить себя в правотворческой деятельности как в целом по идее, так и по отдельным положениям, которые будут изменены в Уставе. Если бы это был референдум, то он являл бы собой тот случай, когда вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. Нам бы хотелось получить конкретные, уточняющие предложения по той модели, которая выносится на рассмотрение.

Зашла речь в нашем разговоре и о попытке аналогичных изменений, предпринятой советом пять лет назад. Тогда реакция общественности была столь однозначной и резко негативной, что на публичных слушаниях председатель совета Сергей Сорока не пошел против здравого смысла и снял вопрос с повестки. Конечно, Алексей Либеров помнит об этом. Но с той поры, полагает он, ситуация в городе значительно изменилась. Отработал и тогдашний третий созыв совета, и администрация уже не та. Но главное, изменилась политическая ситуация как в обществе в целом, так и у нас в городе, и связано это с уже упоминавшимся ростом партийного влияния и готовности партий брать ответственность за все происходящее в муниципалитете.

Как отметил депутат, в нынешней схеме властных структур Мурманска заложены противоречие и возможность конфликта партий с исполнительно-распорядительными функциями органов и должностных лиц местного самоуправления. Иными словами, партия большинства не может спросить с избранного беспартийного мэра, поскольку не имеет на него влияния в порядке партийной дисциплины и таким образом лишается возможности проводить свою политическую линию.

В заключение осталось сказать, что Алексей Либеров - справедливоросс и депутат уже двух созывов - вынашивает идею уставных изменений довольно давно. Он специально подчеркнул, что данные преобразования не сиюминутны и не относятся напрямую к какой-то конкретной партии. Или, как он выразился, «не под «Единую Россию» и не под конкретных лиц сделаны». Они отражают сегодняшние реалии и должны носить долговременный характер. Даже сам заимствованный термин «мэр» Алексей Семенович предлагает больше не применять.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ