Президент России Дмитрий Медведев провел вчера совещание по вопросам бюджетной политики.

Как сообщила пресс-служба президента, обсуждались вопросы включения в проект федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов затрат, необходимых для реализации поручений президента и формирования дорожного фонда.

Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил, что речь идет о важнейших направлениях нашей государственной политики - таких как технологическая модернизация экономики, создание основ инновационной экономики, оборона, безопасность, развитие инфраструктуры, социальная сфера, экология и другие.

- От того, насколько мы успешны будем в реализации этих поручений и в целом в нашей работе по соответствующим проектам, зависит будущее нашей страны, - сказал глава государства.

По мнению президента, сейчас важно расставить приоритеты с учетом довольно сложной ситуации, которая сохраняется в экономике России и в экономике других стран, и эффективно распорядиться имеющимися ресурсами с учетом реальных возможностей бюджета.

В первую очередь Дмитрий Медведев обозначил вопросы, касающиеся финансирования дорожного хозяйства.

- По этому поводу мною неоднократно давались поручения, - сказал президент. - Скажу больше, во время посещений практически любого российского региона, в том числе тех, которые находятся сейчас в режиме видеоконференции, каждый руководитель региона мне говорил буквально следующее: «Конечно, проблем много, мы с большинством из них готовы справляться сами при понимании целого ряда приоритетов, но вопрос о финансировании дорожного хозяйства требует обязательного решения». И практически во время всех встреч такого рода, всех бесед с губернаторами эта тема ставится. Речь, конечно, идет и о создании дополнительных механизмов финансирования, которое должно предполагать уточнение не только расходной, но и доходной части бюджета.

И, конечно, такое решение потребует максимального учета всех возможных социально-экономических последствий.

Общим местом является то, что нашему дорожному хозяйству денег не хватает. Все сразу вспоминают известную классическую фразу по поводу состояния дорог в нашей стране. Их объем, объем этих средств, абсолютно не соответствует установленным нормативам. У меня такие цифры: по установленным нормативам потребность на ремонт и содержание автодорог федерального значения составляет около 200 миллиардов рублей, а для региональных и муниципальных - 650 миллиардов рублей. На эти цели в бюджете предусмотрены совсем другие средства, дефицит довольно приличный. Это не значит, конечно, что все эти нормативы являются современными, может быть, они требуют корректировки. И то, что я сказал, не означает, что мы сможем создать механизм, который моментально этот дефицит восполнит, но двигаться к этому нужно.

На наших совещаниях, во время моих консультаций с экспертами неоднократно обсуждались рамочные подходы к решению этой проблемы. Высказывалась, и, прежде всего губернаторами, идея воссоздания федеральных и региональных дорожных фондов. Я давал поручение правительству эту тему проработать и определить ресурсную базу для формирования этих фондов. 19 мая правительство свои подходы к решению этой задачи сформулировало, предложило создать дорожный фонд по типу Инвестиционного фонда…

Вопрос этот открыт. Конечно, нам нужно подумать и о том, в каких правовых рамках это будет действовать. Здесь очевидно, что самый сложный вопрос - источники формирования этих фондов. Нужно убедиться в том, что эти источники мы с вами оптимально определили, а также иметь полное представление о механизмах работы фондов и о тех сложностях, которые могут возникнуть на практике.

Дискуссии на эту тему велись и ведутся, есть очевидные достоинства и очевидные проблемы такого решения. Дорожные фонды неоднократно критиковались из-за недостаточной эффективности, да и, что там скрывать, коррупции, которая сопровождала процесс их образования в известный период, в начале этого десятилетия...

Есть и другие непростые вопросы, скажем, при увеличении акцизов на топливо нужно думать о механизмах социальной поддержки граждан, которые наделены льготами по уплате транспортного налога, нельзя забывать о сельскохозяйственных организациях, о военных организациях, которые имеют транспорт, не облагаемый налогом. И конечно, нужно самым внимательным образом отнестись к потребностям ветеранов и инвалидов, получивших автомобили в качестве социальной поддержки. Их материальное благополучие в результате работы по созданию дорожных фондов не должно существенно измениться.

Есть, наконец, еще одна проблема, она касается органов местного самоуправления, в компетенции которых содержание дорог местного значения. И этот фактор нужно учитывать при создании региональных фондов, иначе могут возникнуть перекосы, которые впоследствии будет очень трудно преодолеть.

При подготовке публикации использованы материалы официального сайта президента РФ.