У мурманских рыбаков появилась такая примета: участились случаи задержания наших судов норвежской береговой охраной, значит, скоро намечаются какие-то важные двусторонние переговоры. Обычно такое происходит перед каждой очередной сессией Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, на которой между двумя странами распределяются квоты на вылов рыбы на следующий год.

Не далее как в августе подоспела готовая «сенсация»: капитану траулера «Капитан Наумов» при досмотре норвежские инспектора вменили в вину незаконную добычу аж шестидесяти шести... килограммов рыбы и попытке выброса ее за борт. Времена вообще-то меняются, не пора ли сменить явно устаревшую тактику? Никак не соответствующую тому духу сотрудничества, так успешно развивающегося между нашими странами в последние годы.

Никто не спорит - грешили наши рыбаки, особенно в постперестроечный период развала отрасли и браконьерством, и сокрытием реальных объемов вылова, и прочими нарушениями правил рыболовства. Как, между прочим, и норвежские рыбаки, чему есть официальные подтверждения рыбинспекторов, в том числе их собственной страны. Но нельзя жить прошлым. Сегодня ситуация совсем другая. Подтверждением тому служит выраженная не так давно министром рыболовства и береговой администрации Норвегии Лизбет Берг-Хансен благодарность России за сотрудничество в области рыболовства. Именно согласованные усилия российских и норвежских властей позволили фактически прекратить незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (ННН-промысел) трески в Баренцевом море. По ее словам, в прошлом году такового промысла в данном бассейне вообще не обнаружено. И сейчас запас этого вида в море Баренца самый устойчивый и здоровый в мире и обеспечивает хорошую прибыль рыбакам обоих государств.

Более того, по мнению специалистов международных рыбоохранных организаций, опыт совместного российско-норвежского управления рыбными ресурсами в Баренцевом море вполне может послужить моделью для других стран. Даже для такого далеко не новичка в рыбацком деле, как Канада. Ее представители прямо признают: последние полвека канадцы превышали все разумные пределы лова, в то время как Норвегия и Россия налаживали долгосрочное сотрудничество по рациональному использованию рыбных ресурсов в общих водах. Смешанная комиссия по рыболовству была создана еще в 1975 году, и с тех пор квоты на добычу распределяются только после тщательного изучения и обсуждения позиций обеих сторон. Не всегда дебаты проходят гладко, но ведь приходим к компромиссу. Агентство «БаренцОбсервер» приводит слова сотрудника норвежского Института морских исследований Рейдара Туресена, подчеркнувшего, что каждая из сторон «могла бы заниматься этим самостоятельно, но позитивный момент сотрудничества в том, что ситуация оценивается с разных точек зрения». Как результат запас трески в Баренцевом море стабильно увеличивается, что дает возможность увеличивать общую нашу с норвежцами квоту на ее вылов. В этом году она достигла объема более чем в 600 тысяч тонн.

Чем не пример эффективности взаимоприемлемых решений и в других вопросах двусторонних отношений? Та же проблема разграничения шельфа и экономических зон в Баренцевом море оставалась в подвешенном состоянии почти 40 лет. Только после визита президента РФ Дмитрия Медведева в Норвегию в апреле нынешнего года стало можно говорить о серьезных сдвигах в данном вопросе. И вот теперь близится окончательное его разрешение.

Правда, рыбаки - народ недоверчивый. Как видно из вышеприведенных высказываний мурманских рыбопромышленников, у них есть опасения, что раздел границы перекроет им доступ в важнейшие промысловые районы бывшего смежного участка, традиционно дающие самый богатый улов. Некоторые норвежские их коллеги в свою очередь также скептически относятся к предстоящему соглашению, уже считая, что заключено оно будет к выгоде российской стороны. Тамошние информагентства приводят слова руководителя норвежского Союза владельцев рыболовецких судов Аудуна Марока, что его стране «праздновать почти нечего». Между тем все предложения и замечания рыбаков, как обещают, были учтены при подготовке проекта соглашения в окончательном виде. Так что есть определенная уверенность, что стороны придут к общему знаменателю.

Без этого нельзя. Соседей, как известно, не выбирают. Нам самой судьбой предначертано дружить. Как это делали наши предки, никогда, даже во времена викингов, серьезно не воевавшие между собой. Недаром берег этот получил название Мурманского, что значит искаженное «норманнский». Здесь всегда шла оживленная торговля между соседями. Даже слова становились общими. Норвежское «торгет» вам русское «торг» не напоминает? Поле для сотрудничества еще очень широкое. Начать хотя бы с установления безвизового режима. Об этом также, как ожидается, будет идти речь на мурманской встрече.

В помощь нам даже глобальное потепление. Льды тают, судоходство расширяется. И Северный морской путь может в перспективе стать едва ли не самой оживленной и короткой трассой между Европой и Азией. Танкер «Балтика» стал первым крупнотоннажным судном, прошедшим с грузом в 100 тысяч тонн нефтепродуктов по всему арктическому маршруту. Еще два танкера с дизтопливом прошли нынешним летом из Мурманска на Чукотку. Теперь вот и из соседнего норвежского Киркенеса в Китай отправился с грузом железорудного концентрата балкер «Nordic Barents». Он станет первым судном под иностранным флагом, которое пройдет по Севморпути транзитом из одного иностранного порта в другой.

Андрей ПОПОВ