- Надо менять стереотипы восприятия, видеть друг в друге партнеров. Повестка из налоговой инспекции должна вызывать радужные ощущения, - заметил, выступая на областной налоговой конференции, президент регионального Союза промышленников и предпринимателей Александр Лебедев.

Последняя, сказанная в шутку фраза вызвала в зале улыбки. Официальное приглашение на «разбор полетов» в любой контролирующий орган вряд ли вызовет шквал положительных эмоций. Но вот с необходимостью работать в тесном контакте, на основе партнерства трудно не согласиться. Времена, когда отношения налоговых органов и бизнесменов в нашей стране напоминали «трудную дружбу» Тома и Джерри из знаменитого мультика, давно миновали.

- Эти отношения меняются. И меняются в лучшую сторону, - подтвердил Александр Лебедев.

И все же определенные естественные противоречия между государством и бизнесом, когда речь идет о налоговой системе, остаются. Их четко сформулировал председатель областной думы Евгений Никора:

- Чем больше платится налогов, тем лучше живут бюджетники, развиваются меры социальной поддержки. С другой стороны, высокая налоговая нагрузка - давление на бизнес.

Совместить несовместимое

Найти баланс интересов и попытались участники конференции. В нашей области она прошла впервые. Организаторами выступили СПП МО и областное управление Федеральной налоговой службы. А участниками форума стали около сотни человек, представляющих как государственные органы, так и сообщество предпринимателей.

- Идея конференции зародилась год назад, когда мы приняли участие в аналогичном мероприятии на федеральном уровне, - рассказал Александр Лебедев. - Это интересная площадка для обсуждения вопросов налогообложения и налогового администрирования. Основа взаимодействия в этой сфере - взаимопонимание бизнеса и власти на уровне регионов и муниципалитетов. Цели, которые мы ставим перед собой, - активизировать диалог между двумя сторонами и обсудить тенденции развития налогового законодательства.

- Раз в год имеет смысл сводить на одной площадке бизнес и налоговиков, - согласился Евгений Никора. - Чтобы обсудить, как нам совместить трудносовместимые вещи.

Под трудносовместимыми вещами председатель областной думы как раз и имел в виду уже названное выше противоречие между бизнесом и властью.

- Нам нужно заниматься не выживанием, а обеспечить рывок вперед. Экономика нашей области выходит из кризиса, - продолжил он. - Мы еще не достигли уровня 2008 года. Но, надеюсь, что в будущем году достигнем.

Руководитель управления ФНС России по Мурманской области Сергей Родионов настроен еще более оптимистично:

- В первом полугодии 2010 года в консолидированный бюджет Российской Федерации налогоплательщики региона перечислили 18,4 миллиарда рублей. Это на 19,4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы рассчитываем достигнуть уровня 2008 года уже к концу текущего.

Гражданин имеет право знать...

Впрочем, все это касается интересов государства, за которым стоят бюджетная сфера и социалка. Что же хочет получить в ответ бизнес? Александр Лебедев сформулировал две составляющие: разумность налогового бремени и прозрачность использования налогов государством. Причем с последним есть проблемы. О коррупции сейчас не говорит разве что ленивый.

- Любой гражданин имеет право знать, куда идут его налоги. Тогда будет доверие к государству, - заметил Александр Лебедев.

Ну а насчет бремени - здесь, опять же, нужен баланс. Не будем повторяться. В развитие темы можно добавить следующее: бремя - не только ставки налогов, но и трудозатраты предприятий при исполнении обязанности по их уплате. Механизм работы налоговых органов - об этом тоже много говорили на конференции - надо совершенствовать. Максимум государственных услуг в этой сфере должен быть оцифрован. Необходимость личного обращения в инспекции следует свести к минимуму, равно как и сроки выдачи всевозможных справок, тех же выписок из ЕГРЮЛ, например. Все это требует в числе прочего и корректировки законодательства.

Как было отмечено на конференции, экономика региона крайне зависима от дотаций из федерального центра. Больше налогов надо оставлять там, где они изначально собраны - в области и муниципалитетах. Думается, это предложение поддержат и в других субъектах Федерации. Прислушается ли к нему Москва - другой вопрос. Впрочем, ряд более локальных задач можно решить и на региональном уровне.

- Хотелось бы услышать ваши предложения по совершенствованию регионального законодательства в сфере налогообложения, - обратился к бизнесменам Евгений Никора.

Готов к конструктивному диалогу с предпринимателями и Сергей Родионов:

- Налоговая система - сложный механизм. За двадцать лет она в нашей стране сформировалась. Но, как любой живой организм, она развивается, совершенствуется, чтобы отвечать требованиям времени. От бизнеса мы хотели бы услышать, правильно ли реагируем на изменения в экономике.

Эх, нам бы мораторий!

И бизнес молчать не стал. Налоговая система России, отмечали выступавшие, сложилась в условиях экономического роста. Но он не мог продолжаться вечно. В 2008 году бизнес получил удар. Сейчас, когда экономика оживает после кризиса, у государства есть соблазн поднять налоги, чтобы залатать образовавшиеся в бюджете дыры. Первой ласточкой стал отказ от единого социального налога, который вновь расщепили на страховые выплаты во внебюджетные фонды. С будущего года суммарно их ставка составит 34 процента. Это существенное повышение против сегодняшних 26 процентов. Подобные тенденции, по мнению бизнесменов, крайне опасны. Они предлагают ввести мораторий на любое повышение налогового бремени хотя бы до 2012 года.

А вот еще один крик души:

- Нельзя налоговикам требовать с каждого предприятия доведения заработной платы до средней по отрасли. Это несправедливо по отношению к малому бизнесу. Ведь статистика берется по крупным предприятиям.

- Эта работа направлена на вывод зарплаты из тени. А органам статистики уже предложено внести изменения в свои методики, чтобы учитывать и малый бизнес, - дал свой комментарий Сергей Родионов.

- Почему вообще одни крупные предприятия обслуживаются в Москве, а другие - у нас в области? - поинтересовался кто­то.

И здесь Родионов дал пояснения. На каждой территории существует список крупнейших налогоплательщиков. По отраслевому принципу они передаются на обслуживание в столицу. Подобная практика помогает обобщать статистику и отслеживать общие тенденции той или иной сферы экономики. Если соответствующей отраслевой инспекции нет - предприятия остаются на налоговом учете в регионе.

- Северные территории должны иметь льготы по налогообложению. Это мировая практика. Такие льготы есть и в Норвегии, и в Канаде, на Юконе, например...

- Ох, но у нас­то тут не Юкон... - грустно выдохнул зал.

- НДС вообще нужно убрать, - тут же поступило предложение.

- Ага, и ввести налог с продаж!

Диалог плавно перешел от вопросов президиуму к обсуждению в зале.

- Тут еще вопрос, что лучше. Или, вернее, что хуже.

- Значит, ставку НДС надо снижать.

- Так она и так у нас не самая высокая.

- Может, и не самая, но высокая.

Неожиданное признание

Живая дискуссия продолжилась после пленарного заседания, когда бизнесмены и налоговики перешли к обсуждению более конкретных вопросов. Речь, в частности, пошла об усилении роли внесудебного урегулирования споров. Подобная практика позволяет налогоплательщикам, несогласным с теми или иными требованиями налоговой инспекции, сэкономить деньги (не надо платить госпошлину в суд) и время (процессы в судах идут порой по несколько лет). Внесудебное урегулирование способствует и более качественной работе самой налоговой службы. Допустив ошибку, ведом­ство имеет возможность само же ее и исправить. В общем, механизм весьма перспективный, но, как было отмечено, его еще надо дорабатывать.

Обсудили на конференции также практику применения единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения. ЕНВД постепенно должен быть заменен патентной системой. Работу в этом направлении государство уже активно ведет. С прошлого года произошли изменения, существенно ограничившие использование этого вида налога.

Еще одной темой для обсуждения стали проблемы при проведении налоговых проверок. Контроль, безусловно, нужен. Но вот в какой форме и с какой частотой - тут у сторон мнения разнятся. Справедливости ради нужно отметить, что в последние годы число выездных проверок постоянно сокращается. А тот факт, что абсолютное большинство из них являются результативными, свидетельствует об их необходимости и оправданности.

- А я хочу выразить благодарность нашим налоговым органам, - взял слово один из предпринимателей. - В период кризиса ФНС стала самой крупной кредитной организацией в России. Ведь задержать выплату налогов было проще, чем получить кредит в банке.

Подобное несколько неожиданное признание в любви к его ведомству, однако, не вызвало умиления у руководителя областного управления ФНС.

- Я вас хочу предостеречь от такого подхода, - покачал головой Сергей Родионов. - Так и до банкротства можно предприятие довести.

- Да нет, мы же чисто от безысходности, - пояснил бизнесмен. - Когда другого выхода не было.

- И все же...

Что ж, как говорится: дружба дружбой, а служба службой. Налоги платить надо. Это понимают сегодня все. А вот как при этом найти баланс интересов, стороны и попытались выяснить на конференции. Наверное, она поставила больше вопросов, чем нашла ответов. Но это нормально. Диалог нужно продолжать.

Игорь ЯГУПОВ