В январе вступит в действие 83-й федеральный закон, и для учреждений бюджетной сферы начнется период серьезных преобразований, масштаб, а главное смысл, которых до сих пор осознали далеко не все из них. Помочь заинтересованным сторонам согласовать примерную схему действий, обменяться уже имеющимся, пусть пока и скромным, опытом - такова была цель круглого стола на тему «Реформирование бюджетных учреждений: плюсы и минусы», за которым региональное отделение партии «Единая Россия» собрало на днях представителей правительства области, депутатского корпуса, профсоюзов, органов управления образования и культуры, администраций образовательных учреждений.

Депутат Государственной думы Игорь Чернышенко сообщил участникам, что в парламенте страны создана рабочая группа, которая намерена отслеживать, как будет воплощаться 83-й закон в регионах, и ему поручено курировать нашу область.

Закон многопланов и весьма непрост с точки зрения социальных последствий. Чернышенко даже сравнил его с приснопамятным 122-м, монетизировавшим натуральные льготы шесть лет назад. Из 10 запланированных в развитие нового закона постановлений правительства уже принято 7, также на подходе большой пакет регулирующих нормативно-правовых актов. Отметив это, парламентарий подчеркнул необходимость отслеживать ход его реализации, проводить разъяснительную работу, чтобы минимизировать риск негативных социальных последствий.

Подробно о сути закона рассказала депутат областной думы Тамара Мосеева. Основная его цель - повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг. Он предполагает переход от сметной системы финансирования бюджетных учреждений к госзаказу. При этом предусмотрен переходный период до 1 июля 2012 года.

Введение закона расширит права бюджетных учреждений. Часть из них перейдет в разряд так называемых казенных, для которых мало что изменится. В системе образования, например, казенными автоматически станут детские дома, а также школы, действующие в местах исполнения наказаний.

Некоторые учреждения приобретут статус автономных. Они получат наибольшую финансовую свободу как в зарабатывании денег, так и в распоряжении заработанным. На них не распространяется 94-й закон (о конкурсах при проведении госзакупок), к ним может применяться упрощенная схема налогообложения.

Областное минобрнауки выступит в качестве пилотной площадки для реализации 83-го закона, сообщила замминистра Ангелина Волкова. Она рассказала, что 6 приказов министерства уже выпущено, еще 12 в разработке. Самым большим риском в реализации закона Ангелина Владимировна назвала недостаток квалификации директорского корпуса.

По словам министра Василия Костюкевича, предстоящие перемены открывают огромные возможности для учебных заведений. В пример он привел недавно созданный в результате слияния 6-го и 16-го профучилищ Мурманский индустриальный лицей. В нем имеются уникальные станки, позволяющие изготавливать сложнейшие детали для нужд судоремонта. По мнению Костюкевича, при грамотной постановке дела в лицей будут выстраиваться очереди заказчиков.

Кроме того, авторемонт, строительство и ремонт помещений, швейные и парикмахерские услуги - да мало ли чем еще можно заработать. Министр убежден: опасаться следует лишь директора-бездельника либо совсем уж редкого случая, когда бездельником проявит себя целый коллектив. Если честно работать, искать поле для приложения усилий, то учебные заведения ждет материальное процветание. Отсюда и логичный вывод:

- В общем, всю профшколу: колледжи, профессиональные училища - в статус автономных! Они могут такие деньги загребать, целые заводы открывать! «Лапландию», лагеря отдыха также ждет автономный статус. В порядке исключения можно дать его и школе, и детскому саду, но не всем, а по желанию и возможностям. Никто их заставлять не будет.

Полезен закон и министерству, которое получает действенный инструмент в виде госзаказа. Ведь кто дает госзаказ, тот вправе и спросить за его выполнение по всей строгости. При этом, по мнению Василия Костюкевича, преобразования не несут никакой угрозы, все страхи по этому поводу мнимые - от незнания самого закона.

В системе учреждений культуры области уже работают три автономных учреждения - Дворец в Кировске и два сельских дома культуры. Об их результатах рассказала начальник финансово-экономического отдела комитета по культуре Рашида Зингер. Количество мероприятий и посещений в них увеличилось, выросла и зарплата сотрудников - в среднем на 10 процентов. Учреждения сами распределяют средства. Это плюсы. Среди минусов были упомянуты отсутствие разработанной нормативной базы и опыта работы. Впрочем, и то, и другое лишь вопрос времени.

Пункт о скорейшей разработке всех требующихся для реализации 83-го закона нормативных документов вошел в резолюцию, принятую участниками круглого стола. Она также обращает внимание собственников областных и муниципальных учреждений на необходимость сохранить учреждения образования, культуры и здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, для чего предусмотреть их отнесение к казенным учреждениям. Местным отделениям «Единой России» рекомендовано провести обсуждение закона в муниципалитетах с широким привлечением общественности.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ