Конкуренция - основа рыночных отношений. Важно только, чтобы она была добросовестной. Иначе говоря, чтобы все участники рынка играли по установленным государством правилам. За этим в нашей стране следит Федеральная антимонопольная служба. Кроме того, ФАС осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции контроля за осуществлением иностранных инвестиций. О работе службы, а также о специфических задачах, стоящих перед ее региональным управлением, руководитель ФАС России Игорь АРТЕМЬЕВ рассказал в эксклюзивном интервью, данном «Мурманскому вестнику».

- Игорь Юрьевич, насколько система наказаний за нарушение антимонопольного законодательства позволяет решать поставленные перед ФАС задачи?

- Только наказаниями нельзя решить ни одну задачу. Начиная с 2004 года мы активно занимаемся модернизацией законодательства, созданием условий для развития конкурентной среды. Приняты так называемые первый и второй антимонопольные пакеты законов, в регионах принимаются программы развития конкуренции. Чтобы не применять крайние меры, мы проводим большую профилактическую работу с участниками рынков - организуем семинары, совещания, круглые столы.

Но и без наказаний, конечно, не обойтись. Штрафы от 1 до 15 процентов от оборота компании за год, дисквалификация и уголовная ответственность призваны сдерживать аппетиты недобросовестных чиновников и компаний, ограничивающих конкуренцию.

- Насколько много в настоящее время выявляется нарушений, связанных с протекционизмом государственных и муниципальных органов власти при размещении заказов или передаче ряда своих полномочий частным структурам? На каком счету в этом плане Мурманская область?

- В 2010 году мы проверили более 177 тысяч случаев размещения заказов. В ФАС поступило свыше 28 тысяч жалоб на действия (или бездействие) заказчиков. И 45 процентов из них были признаны обоснованными.

Количество нарушений, выявленных в результате проведения проверок размещения государственных и муниципальных заказов, снизилось. Это свидетельствует о повышении навыков заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов.

Что касается Мурманской области, то наше здешнее управление в 2010 году рассмотрело 250 жалоб, 74 из которых признаны обоснованными. За минувшие два года управление выдало постановлений о наложении штрафов на общую сумму 6 миллионов 782 тысячи рублей. Анализ поступивших жалоб показывает, что наибольшее их количество относится к действиям муниципальных заказчиков.

- Бизнес жалуется на многочисленные нарушения при аккредитации и лицензировании своей деятельности. Какие меры принимает ФАС для защиты предпринимателей при их вхождении в бизнес?

- Сейчас ведется системная работа над созданием нового механизма аккредитации. Указом президента России принято решение об образовании Федеральной службы по аккредитации (ФСА), выполняющей функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.

Мы также разработали и внесли свои предложения в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». В частности, наше предложение касалось информационной открытости образовательных организаций, обязательного размещения информации о них на официальном сайте в сети Интернет. Мы предложили, чтобы лицензирование носило заявительный характер, а также предложили исключить проведение неэффективных и затратных экспертиз. В марте этого года постановлениями правительства России утверждены Положение о лицензировании образовательной деятельности по образовательным программам и Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, учитывающие наши предложения.

- Как найти баланс между требованиями антимонопольного законодательства и преференциями, предоставляемыми региональными властями для поддержки малого и среднего бизнеса?

- Преференции, иначе говоря, преимущества, предоставляемые региональными властями в целях поддержки малого и среднего бизнеса, должны соответствовать Закону «О защите конкуренции».

Преференции могут обеспечивать отдельным представителям малого и среднего бизнеса более выгодные условия деятельности на определенном товарном рынке. Это может привести к дисбалансу сил и дать возможность некоторым хозяйствующим субъектам в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров. Задача же антимонопольного законодательства состоит в том, чтобы предотвратить недобросовестную конкуренцию, но при этом поддержать малый и средний бизнес в его стремлении формировать здоровую конкурентную среду, снизить административные барьеры, создать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности.

Активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики. Поддержка малого предпринимательства должна быть обеспечена как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях.

- Какие задачи ставит ФАС России перед своим управлением по Мурманской области, исходя из специфики региона?

- Для нашего Мурманского управления, как и для других территориальных органов ФАС, актуальны задачи по активизации деятельности. В частности, по следующим направлениям: борьба с картелями, контроль за ситуацией с ценами на рынках продуктов питания, бензина, лекарств, жилищно-коммунальных услуг.

Учитывая развитый рынок электроэнергетики в вашей области, контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков является одной из основных задач Мурманского управления ФАС. Поскольку Мурманск - портовый город, областное антимонопольное ведомство должно внимательно следить за деятельностью торгового и рыбного портов. Чтобы они не злоупотребляли своим доминирующим положением на рынке и обеспечивали недискриминационный доступ к своим услугам.

- Какие нарушения антимонопольного законодательства характерны для рыбной отрасли?

- Основная проблема в этой сфере - факты нарушения антимонопольного законодательства при распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В 2010 году мы признали Росрыболовство нарушившим закон о защите конкуренции и предписали провести аукцион по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Росрыболовство сообщило нам об исполнении предписания.

Передача рыбопромысловых участков хозяйствующим субъектам без проведения торгов приводит к ограничению конкуренции между ними в сфере промышленного рыболовства.

К нам также поступают многочисленные обращения о нарушении законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части переоформления договоров пользования рыбопромысловыми участками. Территориальные управления ФАС при проведении контрольных мероприятий выявляют случаи заключения дополнительных соглашений к подобным договорам о продлении сроков их действия без проведения торгов.

Например, Татарстанское УФАС России за 2007-2009 годы возбудило 32 дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Средневолжского территориального управления Росрыболовства. По результатам их рассмотрения вынесены соответствующие решения и выданы предписания.

Имеются проблемы в сфере организации и регулирования рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС). Федеральным законом № 250-ФЗ внесены изменения в закон о рыболовстве, устанавливающие, что предоставление квот для традиционного рыболовства КМНС осуществляется в приоритетном порядке по заявительному принципу. В 2009 году многократно увеличилось количество общин КМНС. При этом количество планируемых к предоставлению квот для их традиционного рыболовства в 2010 году практически равняется общему объему квот добычи водных биологических ресурсов, что ведет к резкому сокращению квот для осуществления промышленного рыболовства. Правилами рыболовства для КМНС установлены менее строгие ограничения по способам добычи и орудиям лова. Кроме того, представители КМНС освобождены от уплаты сбора за пользование водными биологическими ресурсами. Таким образом, представители КМНС и их общины поставлены в преимущественное положение по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими промышленное рыболовство. Правительственная комиссия по развитию рыбохозяйственного комплекса приняла решение о создании межведомственной рабочей группы по вопросам урегулирования порядка осуществления традиционного рыболовства КМНС.

- Часто ли ФАС приходится вмешиваться в ситуацию на рынке управления многоквартирными домами?

- Мы ежегодно проводим анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами. Наблюдается рост числа участников рынка частных форм собственности, увеличение объемов жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями. Это свидетельствует о развитии этого рынка.

Вместе с тем часто к нам поступают сигналы от граждан, которые жалуются на нарушения со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти при организации и проведении открытых конкурсов по выбору управляющих организаций, предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, недобросовестную конкуренцию управляющих организаций. Есть жалобы на злоупотребление компаниями своим доминирующим положением. Например, люди жалуются на навязывание услуг, не предусмотренных договором на обслуживание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Есть жалобы на незаконное требование платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных услуг или увеличение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без согласования такого увеличения с собственниками помещений в многоквартирном доме.

Отмечу, что по предложению ФАС России в Жилищный кодекс включены нормы, согласно которым управление вновь возведенными многоквартирными домами после их ввода в эксплуатацию, а также домами, в которых доля государства (муниципалитета) превышает 50 процентов, будут осуществлять управляющие организации, отобранные органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга) по результатам открытого конкурса. Реализация этих норм позволит снизить количество злоупотреблений по отношению к собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах со стороны органов власти и застройщиков. Кроме того, отбор управляющих организаций путем проведения открытого конкурса будет способствовать дальнейшему развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

- В Мурманской области были сигналы о нарушении антимонопольного законодательства в ЗАТО. В частности, они касались цен на нефтепродукты. Как решать подобные вопросы, если из-за пропускной системы конкуренция в ЗАТО фактически ограничена административно? С другой стороны, не ущемляет ли это права населения закрытых территорий?

- Злоупотреблять своим положением субъекты экономической деятельности не имеют права ни при каких обстоятельствах. Если есть сигналы о нарушении антимонопольного законодательства, с ними нужно тщательно разбираться. Необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган антимонопольной службы - Мурманское управление ФАС России.

Беседовал Игорь ЯГУПОВ.