Много ли налогов платит бизнес? Почти наверняка любой предприниматель ответит на этот вопрос утвердительно. И с той же степенью уверенности можно утверждать, что государство - тот же минфин, например - скажет, что мало и что налоговую нагрузку нужно увеличить. Найти баланс интересов бизнес-сообщество и налоговые органы региона попытались на прошедшей в Мурманске областной налоговой конференции.

- Мы обсудим проблемы, которые волнуют практически всех, - подчеркнул президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев. - Это уже вторая конференция. Первая, напомню, состоялась год назад и показала свою эффективность.

- Для нас эта конференция также важна, - отметил руководитель управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Сергей Родионов. - Такая форма работы позволяет нам получить обратную связь с бизнесом.

«Да что они смогут решить? Вопросы-то почти сплошь находятся в ведении федерального центра!» - может хмыкнуть скептик.

Александр Лебедев с подобными утверждениями категорически не согласен. Он уверен: очень многое зависит от регионов. Именно они дают тот импульс, который принимается во внимание на федеральном уровне. И рычаги для того, чтобы быть услышанными, у региона имеются.

- Областная дума разрабатывает региональные законы, в том числе касающиеся и налоговой системы. Мы выходим со своими инициативами на федеральный уровень, - поддержал такую позицию председатель комитета областной думы по бюджету, финансам и налогам Виктор Алешин. - Надо добиваться, чтобы всем было комфортно жить и работать на территории нашего края.

Определить точки взаимопонимания, рассмотреть вопросы региональной налоговой политики, получить конкретные ответы на практические вопросы - таковы были цели конференции.

- Отношения между бизнесом и налоговой службой меняются в лучшую сторону. Не знаю, замечаете ли это вы, но лично я в работе, в общении с представителями налоговых органов это ощущаю. И, общаясь со многими руководителями предприятий, бизнесменами, слышу от них то же самое, - отметил президент СПП Мурманской области.

- За последние годы сделано немало, - подтвердил Сергей Родионов. - В девяностые годы в регионах была масса налогов, порой - более сотни. Сейчас мы имеем десять налогов и несколько специальных налоговых режимов. В условиях финансового кризиса государство предприняло ряд мер. Об их эффективности мы судим по результатам восстановления экономики. Была уменьшена ставка налога на прибыль, внесены определенные изменения в его администрирование, изменялась ставка НДС, ряд изменений произошел в упрощенной системе налогообложения.

- Одной из задач улучшения нашего взаимодействия остается задача кардинального изменения стереотипов взаимного восприятия, - продолжил Александр Лебедев. - Мы должны научиться воспринимать друг друга партнерами. И безусловно, сделать это будет непросто. Но без этого построить сильную экономику очень сложно.

В своем докладе он сформулировал основные проблемы, которые волнуют сегодня предпринимателей в разрезе темы конференции. Ключевыми, я бы даже сказал методологическими, являются две. Первая - соответствие налогового бремени реальному уровню развития и состоянию бизнеса.

Здесь позволю себе сразу же привести мнение Сергея Родионова. Ставки налогов в ближайшее время, заметил он, на федеральном уровне вряд ли будут снижаться. Но налоговая нагрузка - это не только сами деньги, но и условия их уплаты. Речь идет о затратах времени и ресурсов на взаимодействие с налоговой инспекцией. И здесь есть значительный резерв для улучшения ситуации. Процедуры, подчеркнул руководитель областного УФНС, будут упрощаться. В частности, уже произошло существенное (с 900 еще три года назад до планируемых в этом году 500) сокращение числа выездных налоговых проверок. Продолжится и развитие электронных сервисов ФНС.

Немалые усилия для облегчения нагрузки на бизнес прилагает и областная власть.

- У нас довольно обширный перечень налогоплательщиков, которые пользуются льготами. По налогу на имущество - это 19 категорий, по транспортному - 14, - отметила заместитель начальника отдела минэкономразвития области Анна Князик. - Большинство налоговых льгот носят у нас социальную направленность. В ближайшей перспективе тенденция будет в сторону поддержки и развития экономики.

Но вернемся к докладу Лебедева. Вторая составляющая, по его мнению, прозрачность расходования налоговых поступлений государством. А с этим в стране есть проблемы. Коррупция подрывает доверие и бизнесменов, и граждан в целом к власти. Поэтому крайне необходимо развивать систему общественного контроля за расходованием бюджетных средств.

Здесь, думается, уместно заметить, что этим вопросом озабочена сейчас и сама власть. Взять хотя бы проект «Народный бюджет» «Единой России», правящей партии. Его цель - как раз максимально учесть мнение граждан относительно того, на что направить бюджетные средства. О важности широкого общественного контроля за всеми бюджетными стройками региона неоднократно говорил и губернатор Дмитрий Дмитриенко.

Волнует Александра Лебедева и то, что в России растут социальные расходы. Это, по его мнению, опасная тенденция, когда бизнес не оправился от последствий экономического кризиса. Да и кризис-то еще, похоже, не закончился.

Впрочем, здесь есть и обратная сторона медали. На что резонно указал Виктор Алешин:

- С одной стороны, многие из присутствующих - бизнесмены. Но с другой, все мы - граждане, которые хотят получить качественные государственные услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. Так что нужен некий паритет интересов.

Еще одна проблема, с точки зрения Лебедева, распределение налогов по бюджетным уровням. Нынешняя система, считает он, делает регионы весьма зависимыми от федерального центра.

По итогам восьми месяцев текущего года 66 процентов уплаченных в области налогов и сборов поступили в региональную казну. В оставшихся 34 процентах доли федерального и муниципального уровней распределились почти поровну. Внешне вроде бы все логично. Но если рассмотреть структуру налогов, ситуация, по мнению президента СПП, не столь справедлива. Так, НДС целиком уходит в федеральный бюджет. А это наиболее стабильный налог. Впрочем, администрирование НДС имеет и определенные подводные камни. Поэтому к любому его перераспределению - и с этим согласились все участники конференции - нужно подходить с большой осторожностью.

Но идем дальше. Главные «кормильцы» областного бюджета - НДФЛ и налог на прибыль. Однако последний - весьма уязвим. В условиях того же кризиса многие предприятия остались без этой самой прибыли. Есть и еще один щекотливый момент: 93 процента налога на прибыль остаются в областном бюджете, 7 - уходят в федеральный. В местные бюджеты он, соответственно, не поступает. В отличие от земельного налога. Таким образом, у муниципальных властей, по сути, нет стимула для заботы о прибыльности местного бизнеса. Зато есть естественное желание взять с него побольше денег за пользование землей.

Кстати, земельный и налог на имущество планируется объединить в единый - на недвижимость. И здесь у бизнесменов есть опасения. Важно реально определить рыночную стоимость земли. Ее рынка в регионе практически нет. А если приравнять ее цену к кадастровой, то земля у нас может оказаться дороже, чем, скажем, в средней полосе. Чего, по мнению Лебедева, быть не может.

Возвращаясь к налогу на прибыль, замечу: его перераспределение в пользу местных бюджетов - по крайней мере, для нашей области - ни к чему хорошему не привело бы. Львиную долю его поступлений у нас обеспечивают всего четыре крупнейших налогоплательщика. Поэтому, как подчеркнул Виктор Алешин, если отдать часть его на местный уровень, он распределится весьма неравномерно. А задача государства - выравнивать бюджетную обеспеченность всех муниципальных образований.

Получается, куда ни кинь - всюду клин? Это, конечно, не так. Лучшее лекарство - диверсификация экономики края. Это позволит снизить ее зависимость от конъюнктуры мировых рынков сырья, обеспечит занятость и, как следствие, рост поступлений того же НДФЛ, например.

Еще один путь поддержки северных территорий, по мнению президента СПП Мурманской области, предоставление им серьезных налоговых льгот. Подобная практика существует во многих странах мира. А еще... Предложений и идей у Александра Лебедева да и других участников конференции очень много. Конечно, их невозможно было реализовать в ходе заседания. Вопросы эти, как выразился Виктор Алешин, инерционные, требующие времени, зачастую - внесения изменений в федеральное законодательство. Но работать над ними нужно. Под лежачий камень, как говорится, и вода не течет.

Игорь ЯГУПОВ