В Мурманской области, пожалуй, как ни в какой другой в России, сконцентрированы самые разные объекты атомной отрасли. Это и Кольская атомная электростанция, и объекты входящего в структуру госкорпорации «Росатом» ФГУП «СевРАО», созданного для решения проблемы накопленных в свое время военными моряками радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, и три года назад переданный госкорпорации атомный ледокольный флот. Так что программа визита на Кольский полуостров главы «Росатома» Сергея Кириенко была весьма насыщенной. Он посетил три объекта - Кольскую АЭС, строящийся в Сайда-губе комплекс длительного хранения радиоактивных отходов и реакторных отсеков утилизированных атомных субмарин, а также ФГУП «Атомфлот».

Их объединил делящийся атом

- Объединенные в нашей госкорпорации, эти три крупных предприятия атомной отрасли начинают неплохо работать друг с другом, - подчеркнул в беседе с журналистами Сергей Кириенко.

Во время визита в Заполярье с делегацией «Росатома» встречались губернатор Дмитрий Дмитриенко, заместитель председателя Государственной думы РФ Валерий Язев, председатель областной думы Евгений Никора и, как принято говорить, другие официальные лица. Еще бы! Ведь, учитывая масштабы задач, решаемых «Росатомом», важность обсуждаемых вопросов трудно переоценить.

Атомная отрасль находится под особым контролем государства, на ее развитие тратятся из казны немалые деньги. Целесообразность подобных расходов прокомментировал Валерий Язев.

- Мне они кажутся абсолютно обоснованными, необходимыми для развития нашей страны в целом, - подчеркнул он. - В частности, обязательно должны финансироваться научно-исследовательские программы. Надо вкладывать средства в разработку мегаваттных реакторов космического базирования, помогать госкорпорации «Росатом» строить атомные реакторы за рубежом. Нужно решать проблемы в энергетике на быстрых нейтронах. На мой взгляд, вложения в атомную отрасль, профинансированные бюджетом, уже в значительной степени вернулись в него. Причем с прибылью. Они также присутствуют в активах, приобретенных «Росатомом», в том числе на бюджетные деньги. Таких, например, как месторождения урана, причем во всем мире, не только у нас в России. Поэтому позиция Государственной думы такова: мы помогали, помогаем и будем помогать развиваться «Росатому». Атомная отрасль - это уникальное преимущество и достояние России.

О перспективных планах «Росатома» в нашем регионе участники состоявшихся встреч и переговоров рассказали журналистам на пресс-конференции, которая прошла на борту атомного ледокола «Ямал».

Ледоколы строить будем

- С большим удовлетворением прошел по объектам атомного ледокольного флота, - заметил Сергей Кириенко. - Хорошо помню, в каком состоянии были многие из них, когда шла речь о передаче в госкорпорацию «Росатом». Решение было непростым - и для коллектива, и, если честно, то и для госкорпорации тоже. «Росатом» - это, по сути, воссоздание минсредмаша СССР, только в новых условиях. Но в рамках минсредмаша ледокольный флот никогда не значился. Так что сомнения были, но за прошедшие три года они окончательно рассеялись, потому что все поставленные задачи выполнены. Главный вопрос был в том, чтобы обеспечить безопасность, ведь хранилища на «Атомфлоте» были практически перегружены. Сегодня все это уже решено. И мы на долгую перспективу гарантировано обеспечим развитие атомного ледокольного флота страны.

Пока предприятие еще не вышло на рентабельную работу и получает субсидии от государства. Кстати, сроки ее получения продлены еще на три года - до 2014-го. Это позволит «Атомфлоту», что называется, разгрести накопленные проблемы. А там и Северный морской путь заработает в полную мощность. Тогда уж загруженные работой атомные богатыри позволят предприятию твердо встать на ноги.

О перспективах Севморпути на пресс-конференции говорили много. В прошлом году атомные ледоколы провели по нему чуть больше 100 тысяч тонн грузов, в этом году уже 680 тысяч тонн. А план на будущий год - как минимум полтора миллиона тонн. И есть серьезные перспективы для увеличения грузопотока.

- Прогноз Минтранса таков, - подчеркнул губернатор Дмитрий Дмитриенко, - уже к 2020 году - 17-18 миллионов тонн по восточному плечу Севрморпути и от 16 миллионов тонн - по западному. Для решения этой задачи, конечно, понадобятся дополнительные ледоколы. А портовую и иную береговую инфраструктуру государство здесь уже отстраивает.

С ледоколами, как известно, вопрос тоже решен.

- В этом году правительством России принято принципиальное решение, - напомнил Сергей Кириенко. - Страна будет строить три новых ледокола.

Это, как отметил глава «Росатома», будут принципиально новые суда, которые гарантировано смогут работать с толщиной льда до трех метров. Может, даже большей, что дает возможность круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Все финансирование на постройку ледоколов пойдет из государственной казны. Пока называется сумма в 90 миллиардов рублей (по 30 на каждого атомного богатыря).

Северный морской путь, уверен Сергей Кириенко, может стать серьезной альтернативой южному пути. Во-первых, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, это огромный (от 20 до 25 суток) выигрыш во времени. Во-вторых, он удобен для трансокеанских перевозок грузов из таких стран, как Япония, Южная Корея, Китай. А это - динамично развивающийся регион. Со строительством завода по сжижению природного газа на Ямале грузопоток еще более возрастет. Ведь оттуда до уверенно растущих рынков юго-восточной Азии вообще рукой подать. Но для всего этого нужна стабильность. Ее на долгие годы обеспечат три (может, даже и больше) новых атомных ледокола.

Акционированию - да, приватизации - нет

Прокомментировал Сергей Кириенко и информацию о грядущем акционировании атомного ледокольного флота. «А затем что - приватизация?» - поинтересовались журналисты.

- Действительно, вышел указ президента, который разрешил включить «Атомфлот» в перечень предприятий, в которых возможно акционирование, - сообщил Сергей Кириенко. - Но не надо путать акционирование с продажей в частные руки. Такого не произойдет никогда. «Атомфлот» станет акционерным обществом, все сто процентов акций которого навсегда останутся в государственной собственности. И управлять ими от имени государства будет госкорпорация «Росатом». Все, точка! Никаких продаж, никакой приватизации не может быть никогда. Это даже не обсуждается. По действующему законодательству ядерные установки могут быть только в руках государства.

Наша станция - одна из лучших

Во встречах, прошедших у Сергея Кириенко в Полярных Зорях, где расположена Кольская АЭС, принимал участие председатель областной думы Евгений Никора. Комментируя прошедшие мероприятия, он отметил, что глава «Росатома» сделал ряд важных заявлений. В частности, Кириенко подтвердил, что с 2015 года начнется строительство первого энергоблока КАЭС-2, который планируется ввести в эксплуатацию уже в 2020 году.

- У нас здесь запланировано два современных блока, которые по совокупной мощности обеспечат столько же или даже больше электроэнергии, чем вырабатывают нынешние четыре, - сообщил уже в ходе пресс-конференции глава «Росатома».

Кстати, по его словам Кольская АЭС - одна из лучших в концерне «Росэнергоатом», она успешно работает и сегодня. Более того, может работать, выдавая еще большую нагрузку. Это глава «Росатома» в ходе визита подробно обсудил с губернатором Дмитрием Дмитриенко.

- С Валерием Язевым, - добавил он, - мы договорились, что будет создана рабочая группа, которая должна еще раз посмотреть, какими темпами будут расти потребности Кольского полуострова в электроэнергии. Потому что регион развивается динамично, видны серьезные хорошие проекты, начиная со Штокмана и заканчивая целым рядом, связанных с добычей полезных ископаемых. Мы в состоянии сегодня добавить 2,5 миллиарда киловатт-часов в год. Это без нового строительства. Но в любом случае, это заложено в инвестиционной программе, на замену действующей станции мы будем строить новую, современную. Конкретные сроки будем синхронизировать с потребностями региона. Необходимой энергией мы его обеспечим.

- Чтобы не было никакой путаницы, уточню, - добавил Дмитрий Дмитриенко. - Станция была есть и будет. Вопрос только в том, останется ли она той мощности, что и сейчас, или мощность будет увеличена.

С поставленной задачей справились

Характеризуя ситуацию на объектах «СевРАО», Сергей Кириенко вспомнил, что именно он, будучи тогда главой кабинета министров, в 1998 году принимал решение о передаче в ведение мирных атомщиков баз Северного флота в губе Андреева, Сайда-губе и Гремихе. Тогда у него, признался он, были сомнения, а справятся ли они с проблемами, с которыми не смогло справиться мощное оборонное ведомство.

- Если вспомнить, что было и в Сайда-губе, и в губе Андреева и посмотреть, что там сейчас, можно констатировать, что коллектив «СевРАО» с блеском выполнил поставленные задачи. Наиболее рискованные и сложные проблемы уже решены, - отметил Сергей Кириенко.

Подводя итоги состоявшегося разговора с журналистами, глава «Росатома» подчеркнул, что в Мурманской области создается мощный блок предприятий, способных в перспективе выполнять не только задачи самой госкорпорации, но и участвовать в других масштабных проектах.

- Уникальные возможности, отличная перспектива, - заметил Сергей Кириенко. - Создаваемая инфраструктура сможет решать любые задачи в Арктике.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Игорь ЯГУПОВ