Вчера под председательством Виктора Алешина (фракция «Единая Россия») состоялось заседание комитета по бюджету, финансам и налогам. Повестка состояла из единственного вопроса - о соответствии закону о бюджетном процессе документов и материалов, присланных к проекту закона об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Весь проект бюджета вместе с сопутствующими материалами насчитывает свыше тысячи листов. Один перечень документов, которые должны быть представлены вместе с ним, включает 22 позиции. Как сообщил Виктор Алешин, проект внесен правительством в думу в предусмотренный законом срок и все необходимые бумаги согласно перечню имеются в наличии. Таким образом, никаких формальных препятствий для отклонения комплекта документов не обнаружилось. Комитет решил рекомендовать совету областной думы принять его к рассмотрению.

Среди пунктов решения комитета также утверждение календарного плана по рассмотрению проекта бюджета. Он рассчитан на месяц. Уже во вторник, 8 ноября пройдут публичные слушания документа. В них помимо депутатов могут принять участие представители муниципальных образований, бизнес-структур, общественности и просто обычные граждане. Другое дело, что неспециалисту непросто будет разобраться в таком объемном и сложном документе. Для желающих ознакомиться он выложен на официальном сайте правительства в открытом доступе и на сайте «Мурманского вестника» («Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (проект)).

Пленарные заседания областной думы для рассмотрения проекта бюджета в первом, втором и третьем чтениях намечены соответственно на 15, 22 и 24 ноября. До 1 декабря принятый бюджет должен отправиться из думы на подпись губернатору и опубликование. На все про все 30 календарных, или 17 рабочих дней. Скажете, мало? Действительно, в этом году приближающиеся выборы внесли свои изменения в бюджетный процесс, сжав его до одного месяца, тогда как закон позволяет длить его до 56 дней.

Особенности нынешнего бюджетного календаря специально для «Мурманского вестника» прокомментировал Виктор Алешин:

- Отличие нынешнего проекта от предыдущих в том, что он формировался в основном за счет целевых программ - ведомственных и долгосрочных. В этих программах содержится более 90 процентов средств областной казны. Как известно, разработка и принятие ВЦП и ДЦП являются прерогативой правительства. Поэтому, чтобы дума не осталась в стороне от этой работы, в 2011 году впервые были проведены депутатские слушания. Фактически получается, что мы начали бюджетный процесс раньше - еще в сентябре. Тогда депутаты в ходе работы профильных комитетов рассмотрели все программы, которые должны войти в состав бюджета, еще на стадии проекта, до их утверждения в правительстве. В думе выступали министры, председатели комитетов. Парламентарии задавали вопросы, письменно заостряли внимание на тех или иных моментах, вносили свои коррективы. Правительство рассмотрело эти предложения и со многими корректировками согласилось. Только после этого программы были утверждены - 30 сентября. Ровно через месяц, как и велит закон, губернатор внес проект бюджета в областную думу. Сегодня на совете думы мы дали старт бюджетному процессу. С учетом того, что с программами депутаты знакомились на стадии их создания, я не назвал бы «ужатый» календарь бюджетного процесса чересчур напряженным. Кроме того, предстоящий месяц предвыборный, «политический». Согласитесь, логичнее принять бюджет нынешним составом думы. Он априори более компетентен в силу большего парламентского опыта, да и, повторюсь, с программами мы уже познакомились.

- Виктор Алексеевич, при разработке программ депутаты более тесно взаимодействовали с правительством, чем раньше. Удалась ли такая совместная работа?

- У нас перед глазами пример федеральных законодателей. Они в процессе формирования федерального бюджета уже давно очень плотно работают с правительством. Свои предложения вносят как фракции, так и отдельные депутаты - что они хотели бы увидеть как в отраслевом, так и в региональном аспекте. Точно так же эта работа выходит за рамки собственно бюджетного процесса и начинается заранее, на этапе формирования программ, через которые осуществляется основной поток финансирования.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ.