Не тот грант, так этот

Мурманская область вошла в число 49 регионов, прошедших в начале ноября конкурсный отбор на получение федеральной субсидии, предназначенной для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Такой конкурс проведен впервые, ведь и понятие «социально ориентированные НКО» появилось сравнительно недавно. В апреле 2010 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О некоммерческих организациях», которые и ввели это понятие в практику.

Под него подпадают объединения, чья деятельность направлена на решение социальных проблем. Например, на социальную поддержку и защиту граждан, охрану окружающей среды и защиту животных, профилактику общественно опасных форм поведения граждан, пропаганду здорового образа жизни, поддержку образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения и так далее. К социально ориентированным НКО можно отнести религиозные организации, общины коренных малочисленных народов, некоммерческие партнерства, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы - перечень тут весьма длинен.

На реализацию программ поддержки таких организаций из федерального бюджета выделено 600 миллионов рублей, которые и поделят между 49 регионами. Как только субсидия будет получена, областное министерство труда и социального развития проведет конкурс между социально ориентированными НКО нашего края. Так что у них появится возможность осуществить задуманное, получив финансовую поддержку своей деятельности.

Это тем более значимо, что в нынешнем году ни одно общественное объединение Мурманской области не выиграло президентский грант. Хотя в прежние годы - а конкурсы на господдержку социально значимых проектов НКО проводятся уже шесть лет - их проекты выигрывали нередко. Но в этом году «президентский миллиард» достался в основном сетевым организациям, центры которых находятся в Москве и Питере.

Фандрайзинг отпугнул

Слово «фандрайзинг» означает «деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых фондов для благотворительных, образовательных либо других целей». Общественные организации, которые не занимаются коммерцией, а претворяют свои проекты в жизнь за счет членских взносов, государственной поддержки в виде грантов и спонсорской помощи, с этой деятельностью, в общем-то, знакомы.

«Вертимся, как можем», - говорят по этому поводу одни. «Сколько ходим, просим, никто денег не дает», - разводят руками другие.

По большому счету существование общественной организации, несмотря на всю важность поставленных целей, зависит от ее руководителей. От того, насколько они готовы к исполнению своих обязанностей. А обязанностей этих - воз и маленькая тележка. Тут и молодые-то, образованные теряются, когда сталкиваются с множеством проблем, сопутствующих жизни общественных организаций. Что уж говорить о тех, кого объединиться заставила нужда - чтобы вместе добиваться помощи и сносных условий для жизни. Нередко это пожилые малообеспеченные люди, которые просто не умеют правильно оформить документы (да еще в электронном виде), чтобы участвовать в конкурсе на получение государственной финансовой поддержки. А иные и вовсе считают, что эти гранты не для них, а для молодых, талантливых и прочее. Но так как организации существовать на что-то надо, они ищут спонсоров, ходят по предприятиям... И, как правило, уходят ни с чем. Потому что просящих гораздо больше, чем дающих.

Руководитель одного такого объединения рассказала мне, как на просьбу о помощи один состоятельный, очень обходительный бизнесмен, чуть ли не целуя ей ручку, галантно отказал, объяснив, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но сдается мне, скорее всего, отказал, потому что не дождался четкого обоснования просьбы. Устал вместо того выслушивать многолетнюю и многотрудную историю существования этой организации, с чего часто начинают доморощенные руководители.

Одним из видов господдержки общественных организаций является методическая, консультационная, информационная помощь. Областной комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи организует обучающие семинары, приглашает специалистов из Москвы. Вот только посещают их немногие.

- В лучшем случае представители общественных организаций приходят, начало послушают - это что-то непонятное и нам не нужное - и уходят, не разобравшись. А ведь как раз на таких мероприятиях поднимаются актуальные вопросы, - рассказывает консультант комитета Римма Николаева. - Вот недавно был у нас отличный семинар, посвященный интернет-фандрайзингу. Всех пригласили! Но мало кто пришел. А ведь там давали такие методики, которые можно использовать не только в Интернете, но и в реальной жизни. Учили правильно подавать свою организацию, рассказывать потенциальному спонсору о своем деле так, чтобы зацепило, чтобы стало понятно: это стоит поддержать.

Жизнь настоятельно требует не бояться незнакомых слов и новых понятий. Напротив, надо усваивать их, переваривать, развиваться... Хотя в комитете, как говорит Николаева, принимают и тех, кому пока не до фандрайзинга, а просто надо составить заявку на участие в конкурсе, правильно оформить документ. Надо лишь прийти, там помогут.

Галина ДВОРЕЦКАЯ