В середине июля в американском Джэксонвилле, штат Флорида, с трехдневным визитом побывала официальная делегация Мурманска из шести человек. «Открывать Америку» отправились оба главы - города и администрации - Алексей Веллер и Андрей Сысоев, председатель контрольно-счетной палаты Антон Заторский, советник главы муниципального образования по экономическим вопросам, специалисты совета и администрации, отвечающие за международные отношения. Цель они перед собой ставили самую амбициозную: наполнить старые, 37-летние, отношения с заокеанским городом-побратимом новым современным содержанием.

И, по словам Алексея Веллера, это удалось: «Наша поездка получилась очень интересной, информативной и, говорю это без всякой иронии, полезной».

Из проведенных встреч глава Мурманска особо отметил посещение мэрии и переговоры с коллегой (демократ Элвин Браун - первый чернокожий мэр Джэксонвилла, вступил в должность год назад. - Прим. ред.). Итогом стало подписание декларации о присоединении Джэксонвилла к ассоциации городов-побратимов Мурманска, работу по созданию которой власти заполярной столицы начали год назад. «Очень интересной» назвал Алексей Веллер политическую систему, принятую в управлении флорид-ским побратимом. Оно и понятно: ее принято называть концепцией сильного мэра - глава может наложить вето на любое решение городского совета и вправе самостоятельно (без учета мнения депутатов) нанимать руководителей городских подразделений.

Но насколько применим к мурманским реалиям американский опыт? Ведь «у них» все совершенно другое: законодательство, размер бюджета, наконец, проблемы…

Глава Мурманска с этим не согласен:

- Да, законодательство и возможности бюджета у нас разные. А вот проблемы… Знаете, они очень похожи, и опыт их решения может быть очень даже полезным. Например, нам рассказали, что 8-9 лет назад в Джэксонвилле была очень скверная ситуация с внутригородскими дорогами (кстати, наш побратим - самый большой по площади город в материковой части США, и транспортная проблема для них поэтому из числа ключевых).

И тогда мэр и совет приняли решение ввести местный налог с продаж - полцента с доллара. Благодаря этому общая капитализация их дорожного фонда составила 2,5 миллиарда долларов. И теперь дороги в Джэксонвилле гораздо лучше, чем, например, в Нью-Йорке. Кстати, на мой взгляд, мурманские дороги тоже лучше нью-йоркских. Скажете, у нас муниципалитет не может вводить местные налоги, и этот опыт не применим? Не согласен: здесь важна методика работы с дорожным фондом.

Помимо встреч в мэрии Алексей Веллер особо выделил три проведенные им и коллегами встречи. Первая - с деканами Университета Северной Флориды. Этот вуз в последнее время специализируется на переподготовке и повышении квалификации специалистов в области транспорта и логистики, что с учетом «профиля» мурманской экономики должно заинтересовать наших предпринимателей.

Практический, предметный интерес имел и визит в известную инжиниринговую фирму RS&H, которая специализируется на проектах дорожно-транспортных сетей и портовых сооружений. Если стороны и в дальнейшем найдут общий язык (и средства), возможно, транспортные проблемы Мурманска будут решать американские специалисты.

С дальним - и тоже совершенно практическим - прицелом была проведена и третья встреча - с руководителями крупного и современного порта Джэксонвилла.

- Мы живем в рыночное время, очень конкретное, - считает Алексей Веллер. - И сотрудничество побратимов будет реальным и результативным, только если появятся совместные проекты в экономике, если в этом сотрудничестве заинтересован бизнес. Хотя это, конечно, не отменяет наших планов в гуманитарной области - образовательных и медицинских проектов, культурного обмена.

Справка «МВ»

Джэксонвилл - 11-й по населению город США (821784 человека по состоянию на 2010 год). Самый крупный работодатель - министерство обороны. В окрестностях города расположены три крупные военные базы - Кингс-Бэй (подводный флот) - третья по величине в США, база военно-морской авиации (23 тысячи занятых), база надводных кораблей ВМС Мэйпорт. Вклад военных в экономику региона - 6,1 миллиарда долларов ежегодно.

Порт Джэксонвилла обеспечивает работой 50 тысяч человек. В сфере туризма работают 43 тысячи человек - десятая часть занятых горожан.

100 лет назад Джэксонвилл был кинематографической столицей США, но затем большинство студий переехало в Голливуд. Джэксонвилл - родина соперника Элвиса Пресли певца Пэта Буна и таких известнейших рок-групп, как The Allman Brothers Band, Lynyrd Skynyrd и Limp Bizkit.

У Джэксонвилла 8 городов-побратимов. Соглашение об установлении побратимских связей с Мурманском, подписанное 14 июля 1975 года, стало для Джэксонвилла вторым.

Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Петр ПСАРЕВ.