«Все дороги ведут в Рим»? Так мог сказать только тот, кто не забирался выше полярного круга. На Кольском полуострове все дороги ведут на Мурманский автовокзал. Здесь начинаются и заканчиваются автобусные маршруты, связывающие областной центр с другими городами и поселками, здесь северяне покупают билеты на автобусы, а также на теплоход «Клавдия Еланская» и коротают время в ожидании поездки, отсюда ведется диспетчерское обслуживание пассажирских перевозок. Такой порядок действует уже многие десятилетия. Но нынче он может измениться. И вряд ли это станет для земляков приятной новостью.

Как говорится в обращении руководства ООО «Мурманский автовокзал», направленном на имя главы Мурманска Алексея Веллера, «при увеличении арендной платы предприятие вынуждено будет прекратить свою деятельность». Что же привело к столь кардинальному выводу? Попробуем разобраться.

ООО «Мурманский автовокзал» арендует нежилое помещение в доме № 16 на улице Коминтерна у комитета имущественных отношений города Мурманска. Оно еще в 1965 году было специально построено под автовокзал. Поначалу принадлежавший управлению железной дороги, объект этот после многочисленных согласований в итоге перешел в ведение города.

За прошедшие годы в здании автовокзала собственными силами проведен не один ремонт, отделан фасад, обустроены и прилегающие территории, на что, естественно, были затрачены солидные деньги.

- Мы за столько времени практически окупили себестоимость всего помещения, - считает директор «Мурманского автовокзала» Надежда Романова. - И почему не принята во внимание социальная значимость нашего предприятия? Ведь после произведенной комитетом имущественных отношений в прошлом году переоценки стоимости месячной арендной платы она с 1 января составляет 706 рублей за квадратный метр, и это без учета НДС. До повышения была 181 рубль с копейками. Хорош скачок? Теперь наши расходы на содержание вокзала будут составлять не менее 1 миллиона 323 тысяч рублей. А среднемесячный доход не превышает 1 миллиона 150 тысяч рублей. То есть предприятие будет работать себе в убыток. Так что нельзя исключать варианта, что мы просто вынуждены будем закрыться, пока власти не найдут какой-то выход.

Глава города в ответ на неоднократные обращения Надежды Романовой так обосновал решение совета депутатов Мурманска об утверждении нового порядка определения арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности областного центра: она теперь устанавливается по ставкам, реально складывающимся на рынке аренды недвижимости.

Впрочем, согласно пункту 1.6 нового Порядка юридическим и физическим лицам, «основная деятельность которых имеет социальную значимость для города Мурманска», может быть предоставлена льгота либо отсрочка (рассрочка) по арендной плате. Но только на очередной финансовый год. То бишь на 2014-й. Но текущий финансовый план уже сверстан. «К сожалению, установить ООО «Мурманский автовокзал» понижающий коэффициент к размеру арендной платы на 2013 год не представляется возможным», - говорится в ответе.

Единственный вариант, который предлагается руководству предприятия, это в срок до 1 октября текущего года направить в администрацию Мурманска заявление с приложением соответствующих документов, подтверждающих необходимость скидок на аренду. И до 20 октября письмо будет рассмотрено специальной городской комиссией.

Вот только Надежда Романова опасается, что до этого светлого дня предприятие недотянет. И тогда пассажиры междугородных и пригородных маршрутов вынуждены будут отдаться на милость «нелегалов», которые уже и сегодня не стесняются ставить свои сомнительные в части технической исправности машины поблизости, а то и прямо на территории автовокзала. Их почему-то никем практически не контролируемая деятельность наносит предприятию ощутимые убытки. «А тут еще такой экономический удар ниже пояса!» - сетует директор автовокзала.

Правда, у медали, как известно, не одна сторона. В телефонном разговоре с корреспондентом «Мурманского вестника» заместитель председателя комитета имущественных отношений города Мурманска Александр Стародуб со своей стороны отметил, что у руководства автовокзала было достаточно времени, чтобы заранее предпринять какие-то шаги. Решение городского совета депутатов принято еще в конце лета прошлого года, о чем все заинтересованные лица были своевременно извещены путем официальной публикации в газете «Вечерний Мурманск». Так что о предстоящем повышении арендной платы на основании рыночных ставок в соответствии с отчетом независимого оценщика тот, кто хотел, узнал заблаговременно. С момента получения предприятиями уведомления договор города с ними действует уже в измененной форме.

- Между прочим, почти 50 процентов своих помещений руководство автовокзала сдает в субаренду различным коммерческим структурам. Разумеется, не бесплатно. Одно только кафе занимает порядка 200 квадратных метров. Так что, думаю, слухи о смерти предприятия сильно преувеличены, - считает Александр Стародуб.

- Что ж, неужели так и не прийти к какому-либо компромиссному решению?

- Только если на уровне городского совета депутатов. Если он введет для какого-то конкретного предприятия социальной значимости понижающий коэффициент и распространит задним числом его действие с января нынешнего года. Другого способа не вижу. Силами одной администрации города, не говоря уже о комитете имущественных отношений, тут ничего не сделать.

Не осталась проблема без внимания и региональных властей.

- Мы ведем переговоры с городской администрацией, но окончательного решения пока нет, - говорит министр транспорта и связи Юрий Чуйков. - Если компромисс все-таки будет найден, обязательно известим об этом всех заинтересованных лиц и сообщим жителям области.

Будем и мы надеяться, что судьба важного для северян объекта транспортной инфраструктуры будет решена положительно.

Фото: Лев Федосеев
Андрей ПОПОВ