Тема пресловутых нормативов на коммунальные услуги, вздыбивших цифры в платежках, полученных в феврале северянами, была затронута и на вчерашнем заседании правительства области. Нет, соответствующего вопроса в повестке дня не было. Но ведущий заседание первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин счел необходимым дать определенные разъяснения.

Сама методика, на основе которой рассчитывались нормативы на жилищно-коммунальные услуги, напомнил он, была разработана Минрегионразвития РФ. И вводить их надо было еще минувшей осенью. Однако с 1 сентября в регионе за счет перехода к оплате за тепло не круглый год, а лишь в отопительный период «коммуналка» и так подорожала. Поэтому введение нормативов отложили до 1 января.

- Все это время велась разъяснительная работа, которая, к сожалению, оказалась недостаточной и не дала того эффекта, на который мы рассчитывали, - продолжил Алексей Тюкавин. - С 1 января нормативы были введены. И когда в начале февраля жители начали получать квитанции, применение новых нормативов и введение платежей на общедомовые нужды вызвало множество вопросов, в том числе и возмущений. Это не осталось незамеченным правительством области. Мы неоднократно разъясняли свою позицию на встречах с депутатами, в муниципальных образованиях, в том числе и жителям региона. Не секрет, что некоторые, скажем так, особо заинтересованные организации и, возможно, граждане спекулировали на сложившейся ситуации и подогревали обстановку.

Что делало правительство области? Во-первых, оно приняло решение вывести из-под удара жителей ветхих и аварийных домов, не применять к ним новые нормативы. Во-вторых, губернатор области обращалась с этими вопросами и к председателю правительства России, и к президенту. Вы знаете, что в понедельник президент поручил Минрегионразвития пересмотреть существующую методику по установлению нормативов. Областное правительство оперативно отменило приказ министерства энергетики и ЖКХ, который вводил нормативы с 1 января. Теперь дело за федеральными органами, которые должны предложить новую методику расчета нормативов. Надеемся, что она будет более понятной и прозрачной и жителям региона, и ресурсоснабжающим организациям.

Тема коммунальных платежей была продолжена в выступлении и. о. начальника областного управления по тарифному регулированию Владимира Губинского. В докладе о результатах и основных направлениях деятельности своего ведомства он, естественно, коснулся повышения тарифов. Кстати, насколько можно было понять, летом было запланировано их очередное повышение на... 15 процентов. Но, как говорится, красиво жить нашему УТР запретил президент. Напомним, Владимир Путин однозначно подчеркнул, что рост платежей населения не должен превышать 6 процентов в год.

Вопрос о том, почему прогнозы управления, мягко говоря, не согласуются с требованиями главы государства, господину Губинскому задал прокурор области Максим Ершов. Как оказалось, доклад писался заранее, и коррективы в него внесены не были. Недоумение вызвали у прокурора области и представленные УТР данные о том, что повышение платежей в муниципальных образованиях не превысило 18 процентов, поскольку в жалобах граждан в прокуратуру зафиксирован их рост до 40 процентов.

Тарифы, нормативы, рост стоимости мазута (зависимость от которого область объективно не может преодолеть в одночасье) - все вместе эти факторы складываются в неподъемные для многих северян цифры. И при их расчете нужно все-таки руководствоваться здравым смыслом, а не чистой математикой.

С ходом реализации концепции бюджетного развития Мурманской области ознакомил правительство и. о. министра финансов Роман Дурягин. Принята она была в июне прошлого года и рассчитана на период 2013-2015 годов.

- Часть мероприятий уже реализована, - подчеркнул в беседе с журналистами руководитель регионального минфина. - Основные направления концепции - интеграция бюджетного планирования в процесс долгосрочного развития экономики области преимущественно путем внедрения программно-целевого подхода. Это направление уже фактически реализовано при формировании областного бюджета на текущий год. Кроме того, концепция включает в себя мероприятия по повышению доходов бюджета, обеспечению его сбалансированности и ведению взвешенной долговой политики. Еще одно направление - повышение качества государственного и муниципального управления, улучшение финансовой дисциплины органов исполнительной власти. Предусматривается также предоставление субсидий и грантов муниципальным образованиям за эффективное управление муниципальными финансами.

Каплю дегтя в благостный тон доклада и здесь добавил Максим Ершов. Прокурор области пожелал и. о. министра быть более самокритичным, ведь финансовые результаты области в прошлом году, мягко скажем, не бесспорны. Может, и не зависит это от власти, но факт остается фактом - за счет сокращения производства и снижения внешнеторгового оборота сократились и налоговые поступления, формирующие доходную часть бюджета.

От, если так можно выразиться, лакировки результатов предостерег и Алексей Тюкавин. Первый заместитель губернатора подчеркнул, что порой показатели тех или иных программ и концепций у нас выполняются, а вот цели при этом не достигаются.

Решению социальных проблем в монопрофильных населенных пунктах Мурманской области посвятил свой доклад и. о. министра экономического развития Дмитрий Соснин.

- Для нашей области этот вопрос имеет очень большое значение, - сообщил он журналистам перед началом заседания. - Потому что у нас таких муниципальных образований восемь. В них проживает свыше 20 процентов населения региона. На них также приходится более 50 процентов объема промышленного производства края. Сегодня ситуация с безработицей там стабильная. Во всех моногородах безработица не превышает трех процентов. Это соответствует среднему значению по региону. И сравнимо со среднероссийским показателем. Но мы понимаем, что положение дел в моногородах напрямую зависит от финансово-экономического состояния градообразующих предприятий. И наша задача - попытаться диверсифицировать экономику этих территорий. С этой целью правительство области разработало комплексные инвестиционные планы мероприятий по развитию моногородов. В них предусмотрен ряд мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней. В общем, работа ведется достаточно интенсивная, и, я надеюсь, она принесет результаты.

Судя по докладу министра образования и науки Наталии Карпенко, результаты проводимой модернизации системы образования уж точно не заставят себя ждать.

- Комплексный проект модернизации осуществляется в течение двух лет, - рассказала она журналистам. - Наиболее значимые итоги - повышение заработной платы учителей до уровня средней зарплаты по региону и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Приоритетом прошлого года стало оснащение учебных учреждений лабораторным оборудованием в соответствии со стандартами. Большое внимание мы уделили созданию условий для медицинского обслуживания и организации питания школьников, а также закупке спортивного инвентаря. Главным результатом модернизации, безусловно, должно стать повышение качества образования и рост профессионализма учителей.

На своем заседании правительство области также рассмотрело ряд других вопросов.

Фото:
www.sevkray.ru
Игорь ЯГУПОВ.