- Нынче разговор все больше идет о том, чтобы бюджет был более открытым, чтобы рядовые граждане могли понимать, что это за цифры и на какие цели средства были использованы, - сказал председатель комитета областной думы по бюджету, финансам и налогам Борис Пищулин (фракция ЕР) перед началом публичных слушаний по проекту закона об исполнении областного бюджета за 2012 год, которые вчера прошли в региональном парламенте. - Бюджетные средства - это общественные финансы, управлять которыми население доверило органам власти. Люди имеют право контролировать, каким образом эти средства используются, а также влиять на определение целей и задач, которые органы власти ставят перед собой для социально-экономического развития Мурманской области.

На слушания собрались представители региональных министерств и ведомств, надзорных органов, муниципальных образований, общественных организаций. Во вступительном слове заместитель председателя думы Игорь Чернышенко (фракция ЕР) напомнил, что 2012-й стал первым годом работы по программно-целевому методу. Он выразил надежду, что слушания позволят собрать пожелания, достойные того, чтобы учесть их в дальнейшем при работе над бюджетом.

Поприветствовал участников слушаний заместитель губернатора Игорь Сабуров. Он, в частности, отметил, что приоритетами бюджета-2012 явились выполнение социальных гарантий, повышение устойчивости бюджетной системы, повышение качества оказания государственных услуг населению. Несмотря на то что бюджет прошлого года был принят с предельным дефицитом, удалось обеспечить все социальные выплаты, а также выполнение целевых программ.

С докладом об исполнении бюджета выступила заместитель министра финансов Елена Дягилева. Она сообщила, что основные характеристики главного финансового документа области уточнялись в ходе исполнения четыре раза. По доходам исполнение бюджета в 2012 году составило 40,7 миллиарда рублей, или 102 процента от утвержденного законом объема доходов, по расходам - 46,6 миллиарда, или 92 процента от уточненных бюджетных назначений. Дефицит составил 5,9 миллиарда, при этом по сравнению с уточненным плановым значением его объем уменьшился на 4,8 миллиарда.

Как пояснила замминистра, объем доходов снизился на 4,5 миллиарда фактически до уровня 2010 года за счет уменьшения поступлений из федерального бюджета, а также снижения налоговых и неналоговых доходов. Самым существенным фактором риска здесь выступила зависимость от конъюнктуры рынка сырьевой продукции основных бюджетообразующих предприятий региона.

В то же время прибавку на 1,6 миллиарда дал налог на доходы физических лиц. Это произошло главным образом за счет повышения денежного довольствия военнослужащих. Наибольший рост расходов, по словам Елены Дягилевой, наблюдался в социальной сфере в основном за счет повышения зарплат бюджетникам и увеличения минимального размера оплаты труда.

Публичные слушания проводятся в думе далеко не впервые, однако на этот раз бросилась в глаза одна особенность. Раньше на таких мероприятиях активно выступали по большей части сами депутаты. Что и понятно, бюджет для них - документ близкий и понятный, даже, можно сказать, выстраданный. Голоса представителей общественности, а тем более муниципалитетов, на этом фоне были почти не слышны.

Нет, конечно, и вчера интерес к слушаниям проявили коммунисты Павел Сажинов и Геннадий Степахно, справедливороссы Юрий Паюсов и Дмитрий Гаврилов. Но все же на этот раз тон в обсуждении задавали общественники, что не может не радовать. Высказанные в ходе слушаний предложения будут обобщены для использования в дальнейшей работе.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ