- Валерий Афонасьевич, как бы вы оценили результативность весенней сессии Госдумы?

- Госдума приняла 268 законов, из которых 139 уже подписаны президентом. Конечно, чаще всего вспоминают об антитабачных мерах, запрете усыновления детей однополыми семьями или, к примеру, защите чувств верующих. На слуху всегда законопроекты резонансные. Но ведь работа Думы состояла из решения множества других значимых для страны вопросов.

Главное, на мой взгляд, достижение, и с этим не будут спорить даже оппозиционные партии, - парламент вернул статус места для дискуссий.

Парламент - живой организм, мы ошибаемся, но не боимся признавать и исправлять свои ошибки, не боимся не соглашаться с правительством, указывать на его промахи. Именно по этой причине, к примеру, мы не стали форсировать рассмотрение законопроекта о любительском рыболовстве, понимая, что беспрепятственная рыбалка значит очень многое для большого числа наших сограждан. По этой же причине фракция «Единая Россия» не стала откладывать на осень изменение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, чтобы оперативно исправить негативные последствия их повышения для малого бизнеса. Я это знаю хорошо: когда число ИП резко стало снижаться, ко мне, например, обратилось мурманское региональное отделение «Опоры России».

Результатом десятков подобных обращений к депутатам Думы стал закон, по которому для предпринимателей с оборотом менее 300 тысяч рублей страховой взнос будет рассчитываться исходя из одного МРОТ и составит около 19 тысяч рублей. Свыше этой суммы ставка будет рассчитываться из 1 МРОТ и 1 процента от оборота. Причем мы настояли на том, чтобы такой дифференцированный подход действовал бессрочно, а не в течение двух лет, как предполагал Минтруд. Кроме того, был принят закон, предоставляющий малым предприятиям преимущественное право выкупа у государства недвижимого имущества. Теперь нужно думать о новых мерах поддержки малого бизнеса. Принятая Госдумой амнистия - это ясный сигнал, что государство не должно рассматривать бизнесменов как врагов, что деловой климат в стране может и должен быть улучшен.

- Удается ли сохранять социальную направленность в своей работе?

- Перечислю только законопроекты, направленные на защиту материнства и детства, поддержку многодетных семей, социально незащищенных категорий граждан - инвалидов, ветеранов войны и их семей. До 100 тысяч рублей увеличены единовременные выплаты для усыновителей детей-инвалидов. Дума продлила на несколько лет сроки бесплатной приватизации жилья. На осенней сессии будем рассматривать пенсионную реформу. Тут без дискуссий не обойтись, ведь требуется вывести справедливую и прозрачную пенсионную формулу.

Приоритет бюджета 2014 года - выполнение майских указов президента. И в центре, и в регионах понимают, что добиться этого можно, только развивая экономику. В Мурманской области многое делается для поддержки инвестиционной деятельности, поиска новых возможностей экономического роста. Тем не менее существует проблема роста государственного долга, которая, насколько мне известно, заставляет руководство региона выходить с инициативой о внесении изменений в законодательство РФ в части пересмотра в пользу региональных бюджетов нормативов налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Этот вопрос непростой, но если есть проблема, ее нужно обсуждать и пытаться находить сбалансированное решение.

- Ваше отношение к законопроекту «Об Арктической зоне»...

- Он вызывает больше вопросов, чем ответов, и будущее его неясно. Сейчас в правительстве разрабатываются проект госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны до 2020 года и проект акта о ее составе. Тревожит, что, по некоторым данным, проектом этого акта не учтены важные показатели отнесения муниципальных образований Мурманской области к арктическому региону и, прежде всего, уже согласованный с минрегионразвития основной политико-географический критерий - севернее полярного круга (66о33’ с. ш.). Кировск, Апатиты, Мончегорск, Оленегорск и Полярные Зори не должны остаться за бортом АЗ РФ. Я уже обратился к министру регионального развития Игорю Слюняеву с изложением своей позиции, которую, насколько я знаю, полностью разделяют обе ветви региональной власти, а также мои коллеги - члены Совета Федерации от Мурманской области.

- Вы взаимодействуете с рыбаками Северного бассейна?

- Я представляю Думу в межведомственной рабочей группе, созданной при контрольном управлении президента для повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса. Часто опираюсь на предложения рыбаков и доношу их мнение при рассмотрении проблем рыбной отрасли.

В конце весенней сессии был принят закон, который устанавливает правовые основы развития аквакультуры и направлен на повышение эффективности государственной политики в этой сфере. Положения закона, регулирующие развитие прибрежного рыболовства, допускают перегрузку уловов и производство рыбной продукции на судах, но районы с указанием видов водных биоресурсов будут определяться правительством по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Власти и рыбопромышленники Мурманской области включились в эту работу, и теперь следует ожидать практической отдачи от принятых решений.

Хочу напомнить, что еще один значимый закон - «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» также был принят под занавес сессии. Он ставит заслон перед браконьерами. Важно, что охотничьи инспекторы наконец получили полномочия по проверке разрешительных документов, осмотру вещей и транспортных средств (без нарушения их целостности), а также могут теперь останавливать транспортные средства в границах закрепленных охотничьих угодий. Разумеется, при наличии достаточных оснований. Очень важно, что охотничий инспектор теперь может составлять акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления и направлять его в правоохранительные органы.

Владимир Елфимов