Весной 2012 года, вскоре после назначения на должность члена Совета Федерации от Мурманской области, Владимир Чуб обозначил две приоритетные для себя задачи: передача военного имущества края в муниципальную собственность и уход региона от мазутозависимости. С этих тем мы и начали беседу с сенатором.

- Владимир Федорович, прошло полтора года. Чего удалось добиться?

- Что касается вопроса передачи военного имущества, то принят соответствующий закон. Можно соглашаться или не соглашаться с какими-то его положениями, но он существует. И я считаю, что вопрос взаимоотношений между территориями и минобороны решен в принципе. Подписывается соглашение, кто и что передает, а разногласия уже рассматриваются отдельно.

С мазутозависимостью вопрос сложнее. Есть несколько путей решения этой проблемы: газ, уголь, электроэнергия. Но давайте разбираться, а что же для населения выгоднее? Возьмем тот же газ. Во-первых, при нынешней его цене не факт, что стоимость одной гигакалории окажется ниже, чем при использовании мазута. А государство с неохотой идет на выделение субсидий для софинансирования снижения тарифов.

Во-вторых, обсуждая этот вопрос, мы почему-то совсем не говорим, а кто же собственник этих тепловых станций и котельных. И что он сам вообще думает. Что ему выгодно, а что - нет. Более того, по тем расчетам, которые мы провели по газу, оказывается, что при нынешней его цене да с учетом того, что нужно делать для обеспечения его доставки железнодорожными составами или по морю, Штокман я пока в расчет не принимаю, по совокупности получается, что гигакалория будет не дешевле, а наоборот - дороже.

Что тогда - уголь? Или нужно оставаться на мазуте, но основную массу топлива покупать у компаний, в которых контрольный пакет принадлежит государству? Тогда можно попробовать повлиять на то, чтобы государство дотировало свое предприятие. По этому пути сейчас идет губернатор области. В общем, пока мы находимся в стадии рассмотрения вопроса. Но я еще раз говорю, что необходимо все рассчитать и выработать стратегию. К сожалению, мы порой идем от разговоров к факту. А должно быть наоборот.

- Как вы считаете, где открываются наибольшие перспективы развития экономики области?

- Никто лучше самих жителей не знает, что надо делать. Мы опять идем немножко не тем путем. Я об этом говорил и на встрече с председателем областной думы. Я сказал: соберите местную власть и обсудите, что надо делать в каждом конкретном муниципальном образовании, чтобы улучшить ситуацию. Соберите отдельно крупные предприятия и спросите, что они считают нужным для себя. И малый бизнес тоже.

Когда аккумулируются все предложения, мы сможем рассуждать, что нужно сделать. А сидеть и выдумывать, что надо области, - это глупо. Вот мой взгляд на эту проблему. Пока же мне никто не говорит: давайте пробивать такой-то вопрос, смотрите, какая у него экономика, и когда мы сделаем это, то... А еще лучше - зацепить федеральный центр, чтобы ему тоже это было интересно. По такому пути развития надо идти. Все должно это быть просчитано.

- В последнее время много говорится о необходимости улучшения инвестиционного климата. Что конкретно, с вашей точки зрения, для этого должна сделать власть региона?

- Снизить налоги: на прибыль, на имущество, на землю. Дать инвестору льготный период. В федеральных органах на эту тему сложно говорить. Они отвечают: новое предприятие - пусть все платит. Но мы-то понимаем, что, если не дадим инвестору льготу, он построит это предприятие не здесь, а например, в Белгороде, где эту льготу дадут. Да, налоги в полном объеме он начнет платить, может быть, только через пять лет. Вначале будет только один налог - НДФЛ. И здесь регион должен просчитывать свои риски.

И я считаю, что как бы тяжело ни было, но, чтобы улучшить инвестиционную привлекательность, надо принять закон. Областной закон, который гарантирует всем инвесторам конкретные льготы по региональной части налогов. Что-то умнее вряд ли придумаешь. Закон не сможет по своему желанию изменить никакой чиновник. А это в числе прочего исключит коррупционную составляющую.

- Инвесторы, как правило, крупные компании. А как поддержать малый бизнес?

- У местных властей нет другого пути, кроме как сделать это за счет своих средств. Да, придется что-то вложить, чтобы потом что-то получить. Если ничего на первом этапе не потеряешь, то ничего не создашь.

- У муниципальной власти есть возможности для подобного маневра?

- Да сколько угодно. Выбор площадки под строительство, например. Можно предоставить ее там, где рядом проходит дорога, есть все коммуникации. А можно - в чистом поле. Сейчас десять процентов дорожного фонда отдают муниципалам. Можно провести дорогу так, что она пройдет мимо нового предприятия, а можно - по-другому.

Муниципалитет должен выбирать для дороги не тот путь, что короче, а тот, что позволит развивать бизнес. И таких возможностей у местной власти очень много. На месте всегда видно, где нужно помочь кому-то открыть магазин, где следует отдать в аренду, возможно, льготную, муниципальные помещения, а где их продать на основе аукциона.

В развитии и поддержке малого бизнеса, я считаю, первая и основная роль принадлежит муниципалитетам. Должны создаваться условия, предлагаться помещения с подведенной инфраструктурой для создания производственного бизнеса. Сделайте это, дайте объявление. Пришли к вам три человека - организуйте конкурс.

- В областной думе сейчас идет процедура рассмотрения бюджета региона на будущий год. Прокомментируйте этот документ.

- Нормальный финансовый документ, продуманно сделанный. Есть, конечно, некая психологическая составляющая. Не хочется, чтобы государственный долг региона увеличивался. Но это общая тенденция в стране. Выполнили указы президента, подняли заработную плату бюджетникам. Это как с квартирой: дать молодому человеку квартиру, чтобы он потом всю жизнь за нее расплачивался. Или как было в Советском Союзе - всю жизнь работаешь, а когда тебе уже умирать пора, вот тебе квартира. Что лучше? Конечно, первый вариант. И сейчас так сделали, повысив резко зарплату бюджетникам.

Но невозможно найти сразу столько денег. Да, приходится привлекать бюджетные ссуды, банковские кредиты. И пока их сумма увеличивается. Но госдолг области находится в предсказуемых параметрах. Допустим, примем мы решение - затянуть пояса, взять и погасить все долги. А другие? Так в советское время было в сельском хозяйстве: один колхоз вытягивался, но не брал кредитов, а другой набрал, а их ему потом списали. И первый оказался в дураках. Он как жил на грани выживания, так и остался. А второму все простили, и люди там живут припеваючи.

Это, конечно, неправильно. И такого решения, по-видимому, сейчас и не будет. Но государство видит эту проблему, и государство будет ее решать. По при этом нельзя создавать проблему людям: задерживать заработную плату и так далее. Зачем это? Ты - руководитель. Ты рассчитайся с людьми, а сам потом ходи ищи средства, это твоя работа, тебе за нее платят деньги. И не надо бояться, если тебе скажут: а ну, выходи из дверей. А ты выйди, а потом снова зайди. Только население не надо впутывать в проблему, которая есть у государства.

Государство, повторюсь, должно само ее решить. Это более честный путь, чем подымать бучу и через недовольство населения требовать, чтобы тебе помогли. Да, мы все больше влезаем в долги. Но люди получают свое? Получают. А дальше - есть депутаты, есть правительство. Давайте продолжать работать и находить пути выхода из сложившейся ситуации.

Беседовал Игорь ЯГУПОВ