В мае этого года приняты изменения в федеральные законы, касающиеся общих принципов организации местного самоуправления. Для того чтобы проинформировать о сути этих изменений, вчера и. о. председателя областной думы и лидер фракции «Единая Россия» Михаил Ильиных, а также председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления Юрий Шадрин пригласили представителей СМИ.

Специально созданная рядом общественных организаций рабочая группа отрабатывала все предложения с мест, в итоге сформировались три блока вопросов, требовавших разрешения на законодательном уровне. Как пояснил Михаил Ильиных, первый касается вопросов институционального устройства местного самоуправления. Проще говоря, теперь регионам самим дано право определять типы организации муниципальных образований. Регионы могут делить большие города на районы и отдавать им часть полномочий.

Второй блок связан с полномочиями и вопросами местного значения. Михаил Ильиных подчеркнул, что часть полномочий финансово не обеспечены и новый закон принят для того, чтобы в стране была единообразная система финансового обеспечения всех властных полномочий. Финансовые основы местной власти составили третий блок вопросов.

Юрий Шадрин отметил, что российское местное самоуправление еще достаточно юное - ему всего 10 лет, с этим связаны многие его недостатки. В Германии, например, ему под 200 лет.

- Страна у нас большая - 23 тысячи муниципальных образований, и все они совершенно разные по структуре, финансовому наполнению, полномочиям, - сказал Юрий Анатольевич. - Все это не укладывается в рамки 131-го закона. Все проблемы ясны. Во-первых - это слабая вовлеченность граждан в решение вопросов местного значения. Во-вторых - неоптимальное распределение полномочий и слабое финансовое наполнение. В-третьих - недостаток квалифицированных кадров.

Вопросы полномочий и финансов еще находятся в процессе обсуждения. Их курируют соответственно вице-премьер Дмитрий Козак и министр финансов Антон Силуанов. Законом стала пока только институциональная часть. Суть ее - совершенствование территориальных основ местного самоуправления, изменение принципов его формирования. Помимо существующих типов муниципальных образований планируется формировать еще два - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Теперь регионы могут делить большие города на районы и отдавать им часть полномочий.

Как пояснил Юрий Шадрин, во многих городах на одного депутата приходится 30-40 тысяч избирателей. Отдельно взятому горожанину-избирателю довольно сложно обратиться к своему депутату. Такое положение, например, в Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде. В Мурманске же на одного депутата приходится 7900 избирателей. Юрий Анатольевич полагает, что это позволяет решать вопросы местного значения и, скорее всего, у нас таких изменений не произойдет.

Сокращены полномочия сельских поселений. Раньше их было 33, по новому закону - 13. Впрочем, при желании и, разумеется, финансовых возможностях регион вправе эти полномочия расширить.

Михаил Ильиных также добавил, что новый закон дает субъектам Федерации право определять формы и методы формирования местных представительных органов. То же касается и глав муниципальных образований. Способ их избрания теперь за регионом - либо из состава совета, либо всенародным голосованием. От этого, в свою очередь, будет зависеть порядок назначения главы администрации. В составе комиссий по такому назначению изменены пропорции участников от представительной и исполнительной властей. Теперь их равное количество.

- Регионам дается шесть месяцев, чтобы разработать и принять свои нормативные акты, - сказал и.о. председателя областной думы. - Далее будут вноситься изменения в уставы муниципальных образований - им на эту работу отведено три месяца.

Впрочем, ждать радикальных изменений не стоит. Федеральный законодатель предоставляет регионам довольно широкий диапазон действий. Вряд ли на местах пойдут по пути резкой ломки того, что и так работает.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ