Повестка очередного заседания регионального парламента насчитывала почти четыре десятка вопросов. Значительную часть - около трети, занимали законопроекты, рассматривавшиеся во втором и третьем чтениях, что предполагало достаточно оперативное их прохождение. Но ряд пунктов можно назвать ключевыми, и первый из них как по значимости, так и по месту в списке - о согласовании назначения на должность первого заместителя губернатора Мурманской области.

Знаковым для думы и для области в целом назвал этот вопрос и. о. спикера Михаил Ильиных (фракция ЕР). По его мнению, голосование должно стать оценкой того, как команда губернатора отработала в этот период. Ведь первый заместитель - это главный экономист области, он должен быть и организатором, и финансистом.

Представлять кандидатуру действующего (пока еще с приставкой «и. о.») первого вице-губернатора Алексея Тюкавина прибыла в думу губернатор Марина Ковтун. Выйдя на трибуну, она обратилась к депутатам с просьбой согласовать его назначение и особо подчеркнула, что, по ее мнению, Тюкавин не нуждается в особых рекомендациях.

- Вот уже два с половиной года он как мой первый заместитель постоянно принимает участие в заседаниях областной думы, и вы, уважаемые депутаты, смогли по достоинству оценить его профессиональную компетенцию и способность к конструктивному сотрудничеству.

Тем не менее, как того требует процедура, глава региона изложила основные вехи биографии кандидата. Вся его трудовая деятельность связана с Мурманской областью, общий стаж работы - более 30 лет. В «Норильском никеле» Алексей Тюкавин заслужил репутацию одного из лучших управленцев. Все его ценные личные качества в полной мере проявились за время работы на посту первого заместителя губернатора.

- Его организаторский талант развернулся по-настоящему именно на государственной службе, - отметила Марина Ковтун. - Те значительные перемены и проекты, под знаком которых проходит сейчас жизнь Мурманской области, с которыми мы во многом связываем будущее региона, являются в том числе результатом и его работы. От себя лично скажу, что для меня Алексей Михайлович был и остается надежным, ответственным соратником, которому я полностью доверяю.

Отвечая на вопрос Геннадия Степахно (фракция КПРФ), были ли еще кандидаты на этот пост, губернатор лаконично сказала, что другие ею не рассматривались. Сам кандидат также ответил на несколько вопросов Геннадия Степахно и справедливороссов Александра Макаревича и Натальи Лещинской.

Председатель комитета по законодательству и государственному строительству Владимир Мищенко (фракция ЕР) сообщил о рекомендации его комитета согласовать кандидатуру Алексея Тюкавина и предложил голосовать открыто, с использованием электронной системы подсчета голосов.

Выступая в прениях, Вячеслав Попов (фракция ЕР) дал высокую оценку работе кандидата, упомянув, что тот в сложных экономических условиях достойно справлялся со своими обязанностями. В поддержку Алексея Тюкавина высказались представители всех фракций областной думы. Голосовали за - 31, против - один. Утвержденный в своей должности первый замгубернатора поблагодарил депутатов за оказанное доверие и выразил надежду, что в совместной работе удастся избежать большинства ошибок.

- Важно, что подавляющее большинство проголосовало за, - поделился он с журналистами. - Это значит, что есть поддержка. Можно рассчитывать на то, что те решения, которые будем выносить на областную думу, имеют шансы быть принятыми.

Ситуацию в области Алексей Тюкавин назвал достаточно стабильной и выразил несогласие с утверждениями, будто регион катится вниз. По убеждению первого вице-губернатора, никогда он вниз не катился и катиться не будет.

Следующим вопросом, рассмотренным думой, стала корректировка бюджета 2014 года. Она необходима, чтобы обеспечить полноценное вхождение в зиму. Как писал «Мурманский вестник», основным содержанием бюджетных изменений стало предоставление госгарантии на получение ОАО «МЭС» банковского кредита для закупки топлива. Представлял документ и. о. министра финансов Роман Дурягин.

При обсуждении среди прочих прозвучал вопрос Бориса Пищулина (фракция ЕР), который поинтересовался сроками «настоящей» корректировки бюджета-2014 и госпрограмм. По прикидкам министра, к 7 ноября предложения об изменениях уже будут подготовлены, после чего можно будет приступить к их обсуждению. Затем Борис Пищулин уже в качестве председателя комитета по бюджету, финансам и налогам доложил о решении комитета рекомендовать проект к принятию. Он также отметил, что губернатор просила не затягивать рассмотрение документа, чтобы отопительный сезон начался без срывов.

Дума приняла изменения в действующий бюджет в первом чтении. Забегая вперед, скажем, что в перерыве, после заседания бюджетного комитета, документ приняли во втором чтении. В окончательном это намечено сделать сегодня.

Как и предполагалось, до обеденного перерыва депутаты приняли в окончательном чтении большой пакет законопроектов, ранее прошедших первое либо уже второе. Затем приступили к документам в первом чтении, ряд которых предполагает приведение регионального законодательства в соответствие с изменившимися федеральными законами.

Таким образом, например, внесли изменение в закон о Дорожном фонде. Оно оказалось весьма простым - перечень источников формирования Дорожного фонда области дополнили новым видом. Это межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Как говорится, не о чем дискутировать.

Впрочем, спор все же начался - вокруг изменений в закон об административно-территориальном устройстве области. Проект родился после выхода указа президента о преобразовании ЗАТО Североморск и выделения из него поселка Росляково. В областном законодательстве не определен такой вид образования территориальных единиц, как присоединение. Этот правовой пробел и решено было устранить. Но депутаты сочли, что использованные формулировки не точны и не подходят для правового документа.

Председатель профильного комитета Владимир Мищенко и первый замминистра юстиции Николай Шукшин убеждали участников заседания, что Росляково тут в общем-то и не причем, документ направлен шире - для других подобных случаев. Похоже, убедили, так как депутаты проголосовали за три чтения большинством голосов.

Дебаты развернулись и вокруг проекта закона об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов. В соответствии с федеральным законодательством он закрепляет действующий порядок формирования районных советов и предписывает глав муниципалитетов избирать из их состава. Николай Шукшин ссылался не только на федеральную норму, но и на то, что документ был подробно проработан с самими муниципалитетами.

Александр Макаревич предложил уважать права граждан муниципальных образований, а не топтать их, навязывая всем «вторую модель» без всенародного избрания глав. О несовершенстве документа говорил коммунист Павел Сажинов. Евгений Никора (фракция ЕР) напомнил о необходимости учитывать федеральный закон и четко выяснить мнение муниципалитетов. Предложение депутата Макаревича о поименном голосовании не прошло. Но даже при открытом проект не прошел первое чтение.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ.