С рабочим визитом в Мурманске побывал член Совета Федерации Игорь Чернышенко. По традиции он встретился с журналистами, чтобы рассказать о наиболее актуальных вопросах, над которыми работает сейчас верхняя палата парламента страны. И самый насущный из них, конечно, касается антикризисного плана правительства РФ, принятого 27 января.

Игорь Чернышенко сказал о неизбежности корректировки бюджета в сторону уменьшения расходов, подчеркнув при этом, что все социальные обязательства не только сохранятся, но еще и усилятся. На этом делает акцент и президент Владимир Путин.

В пример сенатор привел вступивший в силу с 1 января закон об основах социальной помощи населению, изменившийся также с 1 января минимальный размер оплаты труда. Принято решение об увеличении в два раза страхования банковских вкладов - с 700 тысяч рублей до 1,4 миллиона.

Предприняты серьезные меры поддержки малого и среднего бизнеса, причем больше полномочий в этом плане получили регионы и органы местного самоуправления. Малый и средний бизнес в сфере производства или бытового обслуживания получит двухлетние каникулы на уплату налога на прибыль. В два раза увеличен оборот, который позволяет считать предприятие малым или средним - с 60 до 120 миллионов рублей.

Антикризисные меры - не просто затягивание поясов, - пояснил Игорь Константинович. - Государство понимает, что без развития экономики, без создания серьезной базы для подъема малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства нам вперед не пройти.

И еще один закон вступил в силу в этом году - о территориях опережающего развития (ТОР). На этом этапе он призван заменить законы о развитии Арктики, а также о развитии Сибири и Дальнего Востока. В условиях сложной экономической ситуации государство посчитало невозможным содержать в полной мере все механизмы поддержки этих территорий.

Закон о ТОР дает возможность в случае появления в одном из регионов интересной экономической модели создать там территорию опережающего развития, где функционируют меры государственной поддержки из федерального бюджета, поддержка из регионального бюджета, даются определенные налоговые преференции. Управляющие органы ТОР могут даже вводить свои формы оплаты труда.

На этапе первого чтения разработчики закона о ТОР внесли в документ норму о свертывании в зоне ТОР закона о гарантиях и компенсациях жителям Крайнего Севера. И Совет Федерации, и Госдума выступили с мнением, что этого делать нельзя, и данную поправку удалось провести. Сегодняшний закон о ТОР не является альтернативой закону о северных льготах.

Не мог не коснуться сенатор и развития рыбной промышленности. Он рассказал, что вместе с депутатом Госдумы Валерием Язевым продвигает проект закона, позволяющего увеличить срок действия квот, выделяемых рыбопромышленникам, до 25 лет. Это позволит бизнесу участвовать в долгосрочных программах развития рыбного промысла.

Есть попытки законодательно ограничить экспорт рыбы. По мнению Игоря Чернышенко, здесь все непросто и с этим документом надо тщательно работать. Если на северном бассейне рыбы для перерабатывающих предприятий действительно не хватает, то при закрытии экспорта Дальнему Востоку он просто захлебнется, не будучи в состоянии переварить огромные квоты на минтай и другие биологические объекты. Тем не менее тема импортозамещения остается на повестке дня.

Резюмируя сказанное, Игорь Чернышенко выделил три основные проблемы антикризисного блока. Это размер кредитной ставки Центробанка, контроль за ценами и создание рабочих мест. Причем по последнему пункту сенатор не считает зазорным изучать и использовать опыт общественных работ, примененных в 30-е годы прошлого века во время жестоких кризисов в США и Германии.

Второй темой пресс-конференции стала работа Игоря Чернышенко в Парламентской ассамблее совета Европы. Он говорил о той печальной перемене, что произошла со многими делегациями в ПАСЕ. Игорь Константинович назвал эту перемену маргинализацией. С трибуны ПАСЕ порой звучат, по словам сенатора, дикие заявления со стороны украинских, грузинских, прибалтийских парламентариев. При этом сохраняются вполне здоровые российско-норвежские межпарламентские связи. Соседи также на данном этапе видят приоритет в межрегиональном сотрудничестве.

Игорь Чернышенко упомянул о создании комиссии по Арктике во главе с Дмитрием Рогозиным. В связи с этим корреспондент «Мурманского вестника» спросил, не является ли назначение на этот пост вице-премьера по оборонке сигналом о преимущественно военном, а не экономическом освоении Арктики. Игорь Константинович полагает, что опасаться этого не стоит. Ведь Рогозин - это не только оборонка, он еще возглавляет, к примеру, Морскую коллегию РФ. Севморпуть - это тоже Арктика, и судостроение курирует тот же Дмитрий Рогозин.

Второй мой вопрос был о региональном бюджете - можно ли строить оптимистические прогнозы, исходя из того, что основные наше бюджетообразующие предприятия являются экспортерами. Валютная выручка при нынешнем курсе приведет к росту рублевых выплат по налогам. Здесь сенатор также предостерег от излишнего оптимизма. У этих предприятий тоже есть свои проблемы, скажем, валютные кредиты. Кроме того, от обилия налоговых рублей цены-то меньше не станут и зарплаты в два раза, увы, автоматически не увеличатся.

Но у нашей области все же имеются объективные факторы, за счет которых издержки кризиса могут быть несколько смягчены. В их числе Игорь Чернышенко назвал энергетическую обеспеченность, прямой выход на Норвегию и Финляндию, а также Севморпуть.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ