Прошедшее во вторник заседание комитета по бюджету, финансам и налогам оказалось юбилейным - 50-м по счету в нынешнем, пятом созыве думы. Об этом перед началом работы с гордостью объявил председатель комитета Борис Пищулин (фракция ЕР). При этом, еще более углубившись в историю, он продемонстрировал журналистам первый закон об областном бюджете, принятый думой 20 лет назад. Всего-то 7 листков! Нынешний закон занимает свыше 600 листов убористого текста, то есть рост чуть ли не в сотню раз.

Зато есть и разница. Так, 20 лет назад в бюджете перечислялись лишь отрасли с поставленной напротив суммой, а как эта сумма должна расходоваться - непонятно. Нынче же, как напомнил Борис Пищулин, бюджетные расходы расписаны по программам, и любой может разобраться в подробностях, сколько денег на какие именно цели выделено и как этих целей достичь.

После этого краткого исторического экскурса депутаты приступили к работе по повестке. Первым вопросом рассматривались изменения в закон о бюджетном процессе. Принятие его обусловлено изменениями, вносимыми на федеральном уровне в Бюджетный кодекс. У нас же уточняются полномочия участников бюджетного процесса.

Уточняется также перечень документов, предоставляемых вместе с проектом закона о бюджете. Изменяется и порядок предоставления госгарантий. Об этом рассказала представлявшая документ первый замминистра финансов Анна Уварова.

Детализируя сказанное, Борис Пищулин пояснил, что перечень прилагаемых к бюджетному законопроекту документов дополнят реестр источников доходов, а также долгосрочный прогноз социально-экономического развития, утверждаемый на три года.

- Это делается для того, чтобы и исполнительные органы власти, и хозяйствующие субъекты в Мурманской области понимали, какие параметры бюджета мы можем ждать не только в текущем году, но и на ближайшую перспективу, - подчеркнул председатель комитета.

Принятие этих изменений в закон о бюджетном процессе предполагалось пока только в первом чтении, поэтому особенного обсуждения не произошло. Комитет рекомендовал проект думе к первому чтению.

Еще один значимый вопрос, изменяющий закон о межбюджетных отношениях, был внесен в повестку дополнительно в самом начале заседания. Его решили рассматривать в едином блоке с предыдущим, так как докладчиком также выступала Анна Уварова. Документ, по сути, приводится в соответствие с федеральными нормами. Субъектам Федерации теперь предоставлено право перераспределять определенные виды доходов, в частности, резервировать до 20 процентов субвенций муниципалитетам.

Также регионы получили право определять круг полномочий, которые исполняют сельские поселения. Впрочем, как отметила Анна Владимировна, пока мы ничего не резервируем, норма эта не является обязательной. На 2015 год и полномочия свои все сельские поселения будут исполнять в полном объеме.

- Начиная с 2016 года посмотрим, какие поселения способны выполнять все закрепленные за ними полномочия, или же часть их стоит изъять и передать на уровень района, чтобы выполнять их более качественно и с меньшими потерями, - сказал Борис Пищулин. - Изменения в закон о межбюджетных отношениях предусматривают перераспределение доходной части бюджетов с учетом передачи полномочий с одного уровня на другой - с поселенческого на районный.

Как пояснил Борис Валентинович, есть группа полномочий, которую муниципалитеты единодушно хотели бы отдать району. Есть такие, с которыми поселения ни за что не хотят расставаться, а есть еще и спорные - кто-то считает их нужными, кому-то сложно с ними справляться из-за скудной бюджетной обеспеченности.

Законопроект, в обсуждении которого приняли участие единороссы Олег Минин и Надежда Максимова, эсер Александр Макаревич, комитет рекомендовал думе принять в первом чтении. Затем он будет разослан на изучение тем, для кого и предназначен - муниципальным властям.

В завершение заседания председатель комитета сказал несколько слов, посвященных маленькому юбилею. За эти 50 заседаний на протяжении трех с лишним лет рассмотрено 55 проектов законов. В основном они связаны с совершенствованием бюджетного процесса и внедрением программно-целевого способа формирования бюджета.

- Все ресурсы - финансовые, материальные, технические, людские - мы увязываем для того, чтобы достигать тех целей, которые мы запланировали для развития Мурманской области, - подчеркнул Борис Пищулин. - Заслуга комитета за этот период работы еще и в том, что мы укрепили доходную часть местных бюджетов, что для нас было очень важно. За период работы пятого созыва думы доходы местных бюджетов увеличились на 1,8 миллиарда рублей. Этим создана основа для нормального исполнения полномочий.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ