«Проблема с бородой» - так назвала во время встречи с главным рыбаком страны наболевший вопрос о «незаходных» судах губернатор Марина Ковтун. Во вчерашнем их диалоге прозвучала позитивная новость: уже в ближайшее время «незаходным» обещана амнистия. Скитающиеся десятилетиями по чужим портам корабли смогут ошвартоваться наконец у родного причала.

- Сейчас готовится законопроект, который предусматривает такую амнистию, - ответил Илья Шестаков на первый вопрос главы региона. - Эти новации позволят за год-два растаможить корабли под нулевую ставку: судовладельцы платить ничего не будут. Однако для тех, кто не пройдет растаможку в установленные сроки, вводится существенное ограничение: они не смогут вести промысел в российской экономической зоне. По-моему, это справедливый подход.

- Нам, как рыбацкому региону, внимание Росрыболовства к проблемам отрасли очень важно, - подчеркнула Марина Ковтун. - И особенно приятно, что положительно решаются самые наболевшие вопросы. Тем более сейчас, когда остро стоят проблемы импортозамещения, продовольственной безопасности, бесперебойного снабжения страны нашей - самой полезной и чистой северной рыбой. Также мы хорошо понимаем, как работа рыбацкой отрасли сказывается на жизни людей на берегу. Нам очень помогает местное рыбацкое сообщество, на Мурмане оно особенно мощное и активное. Рыбаки направляют свои рекомендации и просьбы, мы находимся с ними в постоянном сотрудничестве. Однако есть вопросы, которые без помощи федеральных структур не решить.

В беседе с главой региона и первым вице-губернатором Алексеем Тюкавиным, курирующим рыбную отрасль в Заполярье, приняли участие Илья Шестаков, его первый заместитель Василий Соколов, а также руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Виктор Рожнов. Разговор был деловым, конструктивным и взаимополезным. Речь шла также о прибрежном рыболовстве (прибрежка в этом году вновь получит научную квоту), о предстоящей модернизации исторического принципа распределения квот на вылов биоресурсов, о возможности строительства судов на российских верфях и многом другом.

А начался визит с посещения рыбного порта. Илья Шестаков поднялся на борт траулера «Янтарный», который на этот раз доставил в Мурманск 3400 тонн мороженой мойвы. Там глава рыбной отрасли страны пообщался с экипажем и капитаном судна, получил полную информацию об особенностях нынешней мойвенной путины. Уточним: сегодня в Баренцевом море уже освоено около 29 тысяч тонн мойвенной квоты, что составляет более половины общероссийской.

Работа продолжилась в полдень в Полярном НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии имени Книповича. Илья Шестаков принял участие в заседании координационной группы по оперативному регулированию промысла мойвы в 2015 году. Правда, разговор очень быстро перешел на общерыбацкие проблемы. Это и понятно, ведь не так часто удается с глазу на глаз обсудить наболевшее с главой рыбацкого ведомства. В частности, наши земляки подняли вопрос, как вернуть на промысел научные суда-разведчики, без которых рыбные косяки приходится искать порой методом «тыка». Прозвучало предложение закупить по сходной цене суда для этих целей в Норвегии. Однако Илья Шестаков его не поддержал.

- Согласен, для рыбаков это было бы неплохим выходом, - отметил он. - Но государство не пойдет на то, чтобы тратить на эти цели бюджетные средства. А потому давайте ориентироваться на строительство таких кораблей у нас в России.

Сегодня в ПИНРО мурманские рыбаки и ученые снова встретятся с руководством ФАР, чтобы обсудить актуальные вопросы промысла трески, пикши и мойвы.

Нина АНТОНЯН